Прогрессивный журнал Генезис
96 Действие феномена «спирали молчания» Белова Л.И. — кандидат культурологи, доцент ЮУрГУ,Челябинск, Россия Садылко Д.В. —журналист телеканала «Первый областной», Челябинск, Россия Произошедшая на рубеже XX – XXI вв. компью- теризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека – самый впечат- ляющий феномен современной цивилизации. Во все времена средствам массовой информации и журналистам, в частности, важно было знать и понимать свою аудиторию, ее настроения, по- требности, вкусы. Новые медиа – не исключение. Редакциям онлайн-СМИ как никогда требуется понимание и учет тех изменений: и количествен- ных, и качественных, которые произошли с по- требителями журналистской информации. В соответствии с концепцией Джона Уэбстера существуют 3 модели описания аудитории медиа: а) аудитория-как-масса (СМИ обращаются к аудитории как к массе, обращаются не к индиви- ду, а к совокупности, имеющей стереотипный набор интересов), б) аудитория-как-объект (члены аудитории предстают как медиапотребители, как объект воз- действия, испытывающий медиаэффекты), в) аудитория-как-агент (члены аудитории вы- ступают как личности, обладающие свободой вы- бора в коммуникативных процессах, являются субъектом коммуникативного процесса) 1 . Третий тип аудитории некоторые исследовате- ли называют «медиапользователями». Сегодняшняя аудитория СМИ вооружена но- выми коммуникативными медиатехнологиями, благодаря которым аудитория-как-агент активно участвует в производстве контента СМИ. 1 Красноярова, О.В. Трансформации статуса аудитории массо- вой коммуникации: читатель, зритель, медиакоммуникатор / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013. – № 2. – С. 49-50 Мы полагаем, что важными критериями оцен- ки эффективности воздействия медиа на аудито- рию является не только частота контактов со СМИ, но и насколько опубликованная информация вли- яет на общественное мнение и на поведение ауди- тории. Феномен общественного мнения традиционно привлекает внимание социологов и служит пред- метом постоянных эмпирических исследований. К тому же, он носит двойственный характер: обще- ственное мнение одновременно и существует, и не существует – пока оно не выражено в какой-либо форме (прежде всего в СМИ), в виде результатов опросов, его как бы нет. Известный французский социолог Пьер Бурдье в 1978 году выступил с докладом «Общественного мнения не существует», где на наглядных приме- рах показал, что общественное мнение не суще- ствует, по крайней мере, в том виде, в каком его представляют все, кто заинтересован в утвержде- нии его существования. Есть, с одной стороны, мнения сформированные, мобилизованные и определенные группы давления – с другой сторо- ны 2 . Показать динамику воздействия медиа на про- цесс формирования общественного мнения и опи- сать их воздействие с помощью опросных техник попыталась немецкая исследовательница Элиза- бет Ноэль-Нойман. Основные положения, из которых исходит Э. Ноэль-Нойман: 2 Бурдьѐ, П. Социология политики / Пьер Бурдье; пер. с фр. / под. ред. Н.А. Шматко. – М.: Socio-Logos, 1993. – http://bourdieu.name/en/content/obshhestvennoe-mnenie-ne- sushhestvuet
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2