Прогрессивный журнал Генезис

91 служащими. Через сеть возможно получение консультаций, обращение за информацией, по- дача налоговых деклараций и т. д. Характерно то, что в сети и функционеры по- литических партий/движений, и работники госу- дарственных учреждений, и граждане осуществ- ляют коммуникацию посредством технологии, которая в принципе позволяет не вести комму- никацию в формате партийной организации или бюрократической процедуры. Однако, здесь по- тенциал этих технологий используется прежде всего для поддержания образа привычного рас- пределения социальных ролей. Посетителям веб- сайтов предлагаются: регистрация участников, заполнение всякого рода формуляров, голосова- ние по заданной проблеме и т. п. Тем самым в условиях отсутствия реального институциональ- ного взаимодействия поддерживается образ «действующей организации» или «работающего государства». Интенсивная политизация кибер- пространства наглядно демонстрирует, что но- вая политика строится на компенсации дефици- та реальных ресурсов и поступков изобилием образов. Так создаются «киберпротезы» полити- ческих институтов массовой демократии. Логика виртуализации, одинаково захватив- шая экономические и политические институты, оказала воздействие и на тех, кто стремится этим институтам противостоять или даже их разрушить. Противники экономической и поли- тической систем современного общества сталки- ваются с необходимостью подстраивать свои действия под формат масс-медиа и начинают ве- сти войну образов. Акции протеста и даже тер- рористические акты стали практиковаться ради- кальными движениями так, чтобы они произво- дили тот эффект, который требуется логикой виртуализации. Когда вместо атак на объекты, жизненно важные для экономического и поли- тического функционирования режима, соверша- ются нападения на имеющие большое символи- ческое значение объекты, то это по сути вирту- альные атаки. По числу жертв и материальному ущербу такие атаки, модные на рубеже XX–XXI веков, могли очень сильно варьироваться: от нападений митингующих антиглобалистов на рестораны McDonald‖s до атаки захваченных бо- евиками Аль-Каиды самолетов на башни Все- мирного торгового центра в Нью-Йорке. Но во всех случаях это были акции, ориентированные не на поражение врага, а на создание эффектно- го образа в формате, пригодном для масс-медиа. В условиях виртуализации терроризм – это PR бедных . В мире виртуализации те, кто лишен прямого доступа к СМИ, идут на любые жертвы, чтобы достичь шоковой мобилизации внимания. И в случае успеха им хотя бы на короткое время удается пробиться туда, где господствует прин- цип: «кто владеет вниманием, тот владеет ми- ром» . Мы живем в эпоху политики образов и образов политики. Симуляция базовых компонент поли- тических практик Модерна — идеологии, орга- низации, общественного мнения — ведет к вир- туализации институтов массовой демократии — выборов, государства, партий. И эта виртуализа- ция допускает и провоцирует превращение гло- бальной компьютерной сети Internet в сред- ство/среду политической борьбы. Практически все политические акции и кампании теперь со- провождаются созданием специализированных серверов и web-страниц, посредством которых формируется имидж политика (акции, организа- ции), ведется агитация, осуществляется комму- никация со сторонниками, и др. Интенсивная политизация киберпространства наглядно де- монстрирует, что новая политика строится на компенсации дефицита реальных ресурсов и по- ступков изобилием образов. Виртуализация общества – это цивилизаци- онный тренд рубежа столетий. Замещение вещей и реальных действий образами и коммуникаци- ями характерно для всех стран, прошедших мо- дернизацию и оказавшихся в социокультурной ситуации Постмодерна. На основе анализа тен- денций, характерных для наиболее развитых стран мира, можно сделать вывод, что ориента- ция практик не на вещи, а на образы ведет к си- муляции институтов (виртуальное следование ролям). Институты сами становятся образами, превращаясь в своего рода виртуальную реаль- ность. Однако в странах догоняющей модерни- зации, где индустриализация, становление об- щества массового потребления, развитие инсти- тутов массовой демократии начались позже, чем в Западной Европе и Северной Америке, виртуа- лизация имеет свои особенности. Типичным обществом догоняющей модерни- зации является Россия. Здесь после периода ин- тенсивной индустриализации в XX в. начался

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2