Прогрессивный журнал Генезис
89 сти, не является больше реальной политической проблемой. Проблема номер один для развитой демократии – политическое участие, а точнее поддержание интереса к политическим про- граммам и действиям политиков со стороны то- го большинства населения, которое теперь имеет право голоса, но не имеет способности и/или же- лания оценивать программы и действия и делать между ними выбор. В начале XIX века даже в тех странах, которые считаются «колыбелью» совре- менной демократии – США, Великобритании, Франции, лишь от 2 до 5% взрослого населения имели право голоса, и политически бесправные бедняки, женщины, молодежь боролись за воз- можность участвовать в выборах. К началу XX века доля избирателей достигала в среднем 25%: право голоса получили все взрослые (старше 21 года) и состоятельные (имеющие дом и платя- щие налоги) мужчины. К концу XX века практи- чески 100% взрослого (от 18 лет) населения в развитых странах получили право голоса, но те- перь в голосовании участвуют в лучшем случае 50-60% тех, кто так долго добивался права участ- вовать в политической жизни. В условиях массо- вой демократии интенсивность конкуренции среди политиков растет, а активность избирате- лей снижается. В ситуации избытка политиков и дефицита политического участия граждан виртуализация становится новым и наиболее рациональным режимом функционирования демократических институтов. Политическая борьба превращается в борьбу образов, то есть политических ими- джей, которые создают рейтинг – и имиджмей- керы, пресс-секретари и «звезды» шоу-бизнеса, рекрутируемые на время политических кампа- ний. Реальные личность и деятельность политика необходимы лишь в качестве «информационных поводов», то есть служат своего рода алиби для тех, кто формирует имидж. Более того, чем меньше реальных действий совершает политик, чем больше его биография похожа на гладкий чистый лист бумаги, тем больше свободы дей- ствий имеют имиджмейкеры, чтобы создавать тот имидж, который востребован в сложившейся ситуации. Они разрабатывают сценарии, слога- ны, спецэффекты, для подачи которых публике проводятся акции, воспринимающиеся как по- литические. Избирательная кампания становит- ся кампанией рекламной, а не политической в традиционном смысле слова, что диктует необ- ходимость передачи ключевых функций по ее ведению из рук профессиональных политиков в руки профессионалов рекламной индустрии. Собственно политический процесс покинул заседания партийных и правительственных ко- митетов, составляющих программы реформ, распределяющих функции и контролирующих их выполнение. Покинул он и межфракционные пе- реговоры, и партийные митинги. Политика ныне творится в PR-агентствах, в телестудиях и на концертных площадках. Управление и собствен- но политика в конце XX века разошлись точно так же, как разошлись производство и экономи- ка. Стоимость товара виртуальна и легитимность власти тоже становится виртуальной. Следстви- ем такой виртуализации является изменение ха- рактера политического режима – массовой де- мократии. В ходе выборов больше не происходит сколько-нибудь существенной смены чиновни- ков-экспертов, которые осуществляют рутинную работу по управлению в «коридорах власти». Меняются так называемые публичные политики, то есть те, кто буквально работает на публику. Они, а также сексапильные сотрудники пресс- служб представляют гражданам и всему миру политический образ государства и отдельных его учреждений. Голосование за образ и конкурен- ция имиджей ведут к виртуализации государ- ства, основанного на системе выборов. В наиболее развитых странах мира замеще- ние реальных политических программ и дей- ствий образами вовсе не является циничной практикой обмана избирателей. Переход от ре- альной политики к политике образов просто не- обходим. С одной стороны, институциональные нормы, воплощающие ценности Свободы и Про- гресса, требуют перманентного реформирования общества и энергичного столкновения идеоло- гий. С другой стороны, наличие у кандидатов на выборные государственные посты четкой идео- логической позиции, попытки следовать заяв- ленным курсом реформ становятся попросту со- циально опасными в условиях благополучного и стабильного общества. Замена реальных полити- ческих программ и действий создаваемыми ре- кламой образами «новых инициатив», «ради- кальных реформ», «национальных проектов» со- храняет привычную политику в виде образов и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2