Прогрессивный журнал Генезис

88 одинаковой степени могут обеспечить передачу информации, то есть сведений/данных, повы- шающих уровень знаний. Но коммуникация как обмен символами, ведущий к поддержанию свя- зей, созданию общности (от англ. community), лучше всего обеспечивается компьютерными мультимедиа. Они позволяют создавать «много- мерное» сообщение, комбинируя текст, изобра- жение, видеоряд, звук. Они позволяют осу- ществлять интеракцию в режиме реального вре- мени и виртуального общего пространства и позволяют иметь доступ в коммуникационную сеть в режиме 24/7. Поэтому компьютерные сети стали наиболее эффективным инструментом виртуализации. И поэтому виртуализацию часто отождествляют с компьютеризацией, хотя вир- туализация не сводима к экспансии компьютер- ных сетей. Компьютерные мультимедиа до сих пор не вытеснили традиционные коммуникационные технологии. Статистические данные демонстри- руют, что пока самым мощным инструментом создания стоимости при помощи трансляции образов остается телевидение. В 2014 году на до- лю телевидения приходилось примерно 40% ми- ровых расходов на рекламу, реклама в Интернете идет на втором месте (24%), опережая долю пе- чатных СМИ (22,5%). Экономически Интернет лишь догоняет более традиционные медиа, хотя темпы роста этого сегмента рекламы самые вы- сокие. К тому же, образы, транслируемые печат- ными и электронными масс-медиа, создаются с использованием компьютеров, а многие газеты, журналы, радиостанции и телеканалы создают собственные Интернет-сайты. Так что виртуали- зация как развитие экономики образов не сво- дится к коммерциализации Интернета, но по- рождает растущую необходимость в компьютер- ных технологиях. Виртуализация экономики в 1990-х годах вы- звала интенсивную коммерциализацию кибер- пространства, которое возникло в 1970-х как виртуальное место коммуникаций ученых и ин- женеров. Теперь компьютерные сети превраща- ются в средство и среду экономической деятель- ности, где может осуществляться полный цикл сделки и где функционируют виртуальные пред- ставительства фирм, виртуальные магазины и виртуальные банки. Операции, совершаемые у виртуальных витрин при помощи виртуального же кошелька, наглядно демонстрируют, что раз- вивается не так называемая информационная, а совсем иная экономика. Не информация как та- ковая, не передача данных о свойствах това- ра/услуги, то есть рациональная денотация, а со- здание образа, мобилизующего аффективные коннотации, приносит прибыль. Мы живем в эпоху экономики образов и образов экономики. В новой экономике симулируются ба- зовые компоненты экономических практик Мо- дерна – производство товара, инновация, орга- низация труда, обладание деньгами, и, как след- ствие, виртуализируются институты — рынок, фирма (корпорация), финансы. Виртуализация – двойной процесс, объеди- няющий компьютерный и имиджевый компо- ненты. Но если компьютерной виртуализации еще относительно не много, то имиджевая вир- туализация уже в избытке. Такое соотношение двух аспектов виртуализации еще более отчет- ливо, чем в экономике, заметно в политике, где с конца прошлого века также развернулся интен- сивный процесс замещения реальных действий образами. Виртуальная демократия формирует- ся, когда за голоса не особенно умеющих и же- лающих разбираться в политических програм- мах избирателей борются кандидаты, не имею- щие определенной идеологии, но зато имеющие привлекательный образ, созданный имиджмей- керами. Политическая борьба все больше ведется через масс-медиа в стиле шоу-бизнеса и с помо- щью приемов, заимствуемых из рекламы, брен- динга и маркетинга. Когда-то марксисты ввели в оборот формулу: «Политика есть концентриро- ванное выражение экономики» . Теперь мы имеем дело с другой экономикой, которая в условиях постиндустриального капитализма создает вы- разительные средства для политики, чьи тради- ционные способы выражения – идеология, про- паганда, партийные собрания и митинги замет- но слабее брендинга, рекламы, промоакций и бизнес-презентаций. Борьба за политическую власть сейчас – это не конкуренция программ действий. После двух столетий демократизации как накопления опыта определения воли народа, организации массо- вых партий, проведения реформ государствен- ного устройства и законодательства во имя ли- беральных ценностей создание и осуществление программы действий, воплощающей эти ценно-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2