Прогрессивный журнал Генезис

87 ментно конвертироваться в наличность по той простой причине, что эта часть – продукт муль- типликации. Например, банк, получивший на хранение от клиента некоторую сумму наличных денег, оставляет в сейфе определяемую норма- тивом центрального банка страны часть суммы как резервную, а на основную часть суммы от- крывает кредитную линию другому клиенту. В результате, появляются два клиента с правами на одни и те же деньги. И появляются дополни- тельные деньги, созданные банком, а не государ- ством, и способствующие нарастанию виртуаль- ной массы М 3 . Таким, образом, виртуализация денег, пре- вращение их в функцию от имиджа приводит к тому, что предписываемое институциональными нормами исполнение ролей «плательщика», «кредитора» и «заемщика» становится виртуаль- ным. Изображение платежеспособности превра- щает финансы как экономический институт в виртуальную реальность. Виртуализация производства, организации, денег сформировала постиндустриальную эко- номику, базовые элементы которой – образ , сеть , доступ . Соответственно, наиболее эффек- тивным инструментом новой экономической де- ятельности являются те технологии, которые обеспечивают работу с образами, построение се- тей, организацию доступа. Этими качествами обладают коммуникационные технологии, и по- этому все их разновидности от газет и журналов до радио и телевидения были интегрированы в новую экономику создания образов. Однако символом новой экономики стал новый и уни- версальный медийный инструмент – персональ- ный компьютер с модемом. Вообще говоря, первые компьютеры (большие ЭВМ) появились в 1940-х годах, а первые компь- ютеры для частных лиц – в 1960-х. Но тотальная компьютеризация началась только тогда, когда компьютеры смогли стать инструментом вирту- ализации, когда они дали возможность работать с образами, строить сети, организовывать до- ступ. Переломным периодом стали последние два десятилетия прошлого века. В 1981 году компания IBM выпустила компьютер, задавший технологический стандарт “PC” (от англ. personal computer), и через 10 лет в США было уже 200 компьютеров на 1000 человек, а еще через 10 лет 600 на 1000. Когда в самом начале нового века в США компьютеризация достигла уровня про- никновения в повседневную жизнь большинства населения, остальной мир только втягивался в процесс. В 2001 году в странах Европейского со- юза степень компьютеризации была в среднем в 1,5-2 раза меньше, в России и Бразилии – в 10 раз, а в Индии и Китае – в 20 раз. 1 Столь же быстрыми темпами распространялись в конце XX века компьютерные сети. В 1981 году около 200 компьютеров вошли в только что созданную сеть, названную Интернет, а через 20 лет в сеть входили свыше 100 млн. компьютеров и в ней существовало уже около 400 млн. сайтов. 2 Таблица 1. Коммуникационные возможности различных медиа сообщение обращение «плоское» «многомерное» по потребности (24/7) Печатные СМИ Интернет по программе Радио ТВ Виртуализация стимулировала столь мас- штабную компьютеризацию потому, что компь- ютерные мультимедиа обладают наибольшим коммуникационным потенциалом – способны обеспечивать наиболее интенсивные коммуни- кации (Табл. 1). К сообщениям печатных масс- медиа читатель может обращаться многократно, перечитывая выпущенный номер газеты или просматривая экземпляр журнала тогда, когда считает нужным. Но сообщения печатных масс- медиа лишь «двумерны»: они предлагают текст и изображение. Телевидение обеспечивает «мно- гомерность» сообщения за счет видеоряда и зву- ка, но обращаться к этим сообщениям телезри- тель может не тогда, когда хочет, а только по жестко составленному расписанию – программе передач. Радио совмещает слабости печатных масс-медиа и телевидения: «плоское» сообще- ние, обратиться к которому можно не в любой момент, а лишь по единой для всех слушателей программе. Все виды коммуникационных технологий в 1 Данные взяты из журнала The Economist за 1996-2006 годы. 2 Данные взяты на сайте организации Internet Software Consor- tium (http://www.isc.org ).

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2