Прогрессивный журнал Генезис
80 эпохи налицо: преобладание в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во “вторичном” и рост доли “третичного” сектора экономики, 1 тоталь- ная компьютеризация и т.п. Мы живем в мире, где производимое знание очевидно менее до- ходно, чем производимое впечатление. Элемен- тарные факты свидетельствуют об этом. Напри- мер, научное знание в лучшем случае приносит один миллион долларов один раз (обычно в кон- це жизни) единицам выдающихся ученых – лау- реатам Нобелевских премий. В то же время сот- ни не оперирующих научными знаниями и не обладающих никакой уникальной информацией людей – супермоделей, профессиональных спортсменов, актеров, шоуменов и поп-певцов получают по нескольку миллионов долларов ежегодно. А «суперзвезды» в постиндустриаль- ной экономике получают больше на порядок или даже на два. Так в 2014 году телеведущая Опра Уинфри заработала 82 миллиона долларов, ки- ноактер Роберт Дауни (младший) – 75 миллио- нов, гольфист Тайгер Вудс – 61 миллион, футбо- лист Криштиану Роналду – 80 миллионов, поп- певица Бейонсе – 115 миллионов, модель Жи- зель Бюндхен – 47 миллионов, а рекорд поставил рэпер под сценическим именем «Доктор Дре», заработавший 620 миллионов. То, что «супер- звезды» получают за один год, а среднестатисти- ческие шоумены и спортсмены за 5–10 лет, об- ладатели ученых степеней не могут заработать и за всю жизнь. Так, в США заработок среднестати- стического доктора наук или профессора соста- вит в лучшем случае 5 миллионов долларов, но только за 40 (!) лет непрерывной карьеры. Эти факты трудно объяснить, веря в реаль- ность «информационного общества», основанно- го на приоритете знания. Но их легко объяснить, если понять, что в условиях постиндустриально- го капитализма главный принцип другой: «кто владеет вниманием, тот владеет миром» . Это действительно новое общество и новая эконо- мика, отличная от индустриальной экономики, в которой главным было производство – работа с продуктом. Вот только принципиальная новизна заключается не в информатизации, а в том, что работа с образами, привлекающими внимание, возбуждающими эмоции потребителей, создает 1 В экономической теории принято именовать аграрный и сы- рьевой сектор “первичным”, производственный же (промыш- ленный) – “вторичным”, а сервисный – “третичным”. другую экономику и другое общество, похожие на виртуальную реальность. В этой новой реаль- ности высокой стоимостью может обладать и высокотехнологичный, наукоемкий продукт, и продукт примитивный с точки зрения науки и технологии, но имиджеемкий , воспринимаемый как модный, престижный, эксклюзивный и т.п. Отказ от некритического восприятия модели информационного общества с характерным для нее технологическим детерминизмом открывает перспективу более адекватной интерпретации компьютерной революции как одной из тенден- ций трансформации общества. Компьютериза- ция повседневной жизни вводит в обиход вирту- альную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Важно, например, не только то, что теперь можно со- вершать покупки с помощью компьютера, под- ключенного к узлу сети Internet, но и то, что процесс покупки все чаще организуется как по- сещение виртуального магазина. Если с помо- щью изощренной компьютерной графики web- страница продавца симулирует расположение товаров на витрине, их осмотр и обмен на плату в виде банкнот или чека, то это следует тракто- вать не просто как перенос операции купли- продажи из реального пространства в виртуаль- ное, а как симуляцию институциональной фор- мы товарного обмена. Эта институциональная форма превращает обмен из технической опера- ции в род экономического взаимодействия: в ис- полнение социальных ролей покупателя и про- давца. Обмен посредством сети Internet позво- ляет совершать обмен деньгами, товарами и услугами без соблюдения этой институциональ- ной формы. Взаимодействие есть, но ему недо- стает привычной социальности, общества как среды взаимодействия. Так общество в традици- онном его понимании замещается киберпроте- зом – виртуальным магазином. С помощью тех- нологий виртуальной реальности воссоздается видимость институциональности обмена. Обмен осуществляется как симуляция – виртуальный аналог реального социального взаимодействия. Киберпротезирование институциональных форм является характерной особенностью и иных видов виртуального взаимодействия — виртуальных сообществ, виртуальных корпора- ций, виртуальных развлечений, виртуальных преступлений и виртуального же отпущения гре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2