Прогрессивный журнал Генезис

74 выбирает того Бога, который вполне соответству- ет его земным интересам и стремлениям. Но, как, опять же, подмечает Льюис в лице своего героя: «А смешнее всего, что «мое» в полном смысле сло- ва человек не может сказать ни о чем!» 1 Самым опасным для человека является «духов- ная гордыня», когда все, не разделяющие его точ- ку зрения, его веру, воспринимаются как глупые и странные. Тогда возникает «кружковое самодо- вольство», человек считает, что посвящен в ка- кую-то тайну, которая не известна не входящим в его круг общения. Таков христианин, который чувствует христианство мистической кастой, а себя считает одним из избранных, посвященных. 2 Тревожной является и привязанность человека к миру, его убежденность в том, что землю можно будет когда-нибудь превратить в рай с помощью политики, евгеники, науки, психологии и др. По- добная привязанность к миру опять же сопровож- дается гордыней. Другая крайность: ненависть к миру, которая зачастую может оправдываться тем, что нена- висть эта не за себя самого, а за остальных (например, за невинных женщин и детей). Он ре- шит для себя, что «христианская вера должна прощать своим врагам, но не врагам ближнего». 3 Если человек начинает ненавидеть тех, кого счи- тает Божьими врагами, он начинает избегать их, осуждать, «думая, что он для них «слишком хо- рош». 4 Такая ненависть вызывает страх и трусость, и чем сильнее страх, тем сильнее будет и нена- висть. Как отмечает Клайв Льюис: «ненависть – прекрасный наркотик против стыда» 5 . Множество грехов порождает такое качество человека как чувствительность. Льюис считает, что такое качество каждый должен убивать в себе в зародыше. Чувствительный человек при сопри- косновении с миром, которого невозможно избе- жать, часто будет чувствовать себя непонятым, оскорбленным, обделенным и др. На самом деле в такого человека уже закрались ростки зависти, досады, самолюбия, любоначалия. Человек в та- ком случае не осознает истинные мотивы своего чувства. 1 Там же. 2 Там же. С. 57. 3 Там же. С. 24. 4 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 80. 5 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 25. Не только демоны являются искусителями, ис- кусителем может стать любой человек. «Если вы грубы с человеком, или высокомерны, или прене- брежительны, он обидится. Вы введете его в ис- кушение» 6 . И если грех, родившийся из этой оби- ды, разрушит его, то человек автоматически сам становится искусителем. Греховно поощрительное общение с теми, кого можно назвать «врагами Бога», то есть с неверую- щими и находящими своего кумира в чем-то дру- гом. Но такое поведение крайне распространено сейчас в обществе. Существует множество людей, которые считаются значимыми, знаменитыми по какой-либо причине, никак не связанной со стремлением к Богу. Таковыми являются, напри- мер, бизнесмены, политики, кинозвезды и т. п. И с ними принято общаться «как ни в чем не бывало, приветливо, даже сердечно». «Люди стараются увидеть их. Люди покупают газету подлеца и под- держивают тем самым ложь, наглость, обиды, гру- бости и непристойности, которые вроде бы не одобряют» 7 . Доказательством этому выступает так распространенный сейчас интерес к светской хро- нике, «желтой» прессе. Повышенным, всепогло- щающим интересом к этим явлениям только под- держивается и умножается число грехов «звезд», их «поклонников» и «почитателей». Важно также отметить тот момент, что Клайв Льюис считает «тревожным симптомом» неспо- собность человека к гневу, хотя сам по себе гнев есть один из смертных грехов. Отмечает Льюис такую разновидность гнева как негодование. Если человек совершенно нечувствителен к тому, что у многих других вызвало бы оправданное негодова- ние, тогда можно заключить, что у него нет ника- кого представления о добре и зле. Таким образом, негодование «показывает хотя бы, что человек не опустился ниже уровня, на котором такое искуше- ние (гнев – Е. П.) возможно». 8 Христианство – единственная полная истина, по мнению К.С. Льюиса, а все теории якобы опро- вергающие его или уточняющие, при подробном рассмотрении оказываются несостоятельными, искусственно привнесенными в общество. Таковы эволюционная теория с ее представлением о гру- бом, свирепом и глупом пещерном человеке; ма- териализм, отрицающий все, кроме материи; ма- 6 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 33. 7 Там же. С. 80-81. 8 Там же. С. 40.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2