Прогрессивный журнал Генезис

73 другие уверены в своей праведности, хотя на са- мом деле они еще очень далеки от того, чего от них хочет Бог. В других христианах рождается чувство ненависти ко всем другим вероисповеда- ниям, живой же веры в Бога в них практически не обнаруживается. Часто у «верующих» людей рели- гия есть лишь лицемерие или попросту привычка. Именно для верующих наиболее велик соблазн подумать: «Я становлюсь набожней» или «...всех милосердней», что неминуемо приводит именно к гордыне и эгоизму. 1 Все тот же Баламут говорит: «Изысканный цвет нечестия растет лишь под се- нью святости. Нигде не пожинаем мы столько, сколько на ступенях алтаря». 2 «Низринутый свя- той, фарисей, инквизитор или колдун доставляют аду больше радости, чем такие заурядности, как тиран или развратник». 3 Чувствами, на основе которых может родиться грех, являются разочарование и упадок, которые непременно появляются после крушения каких- либо иллюзий и столкновении с действительно- стью. К таковым можно отнести также тревогу и смятение. Необходимо отметить также такой момент. В одной из своих работ К. Льюис отвечает на вопрос «Всякий ли смех вреден?». Он классифицирует смех в зависимости от его причин на: 1) вызван- ный радостью, например, когда друзья или влюб- ленные встречаются после короткой разлуки; та- кой смех не приносит вреда; 2) вызванный весель- ем, он также безвреден; 3) смех над анекдотами, сопровождающийся похотью; такой смех маски- рует все грехи, переделывая их в шутку; «просто трусость позорна, но если ее замаскировать шут- ливым хвастовством, юмористическими преуве- личениями и комическими ужимками, она может показаться забавной, жестокость позорна, если жестокий человек не назовет ее шуткой» 4 ; 4) раз- вязный, пошлый смех, вызванный высмеиванием добродетели, такой смех наиболее вреден и явля- ется одной из причин развития и умножения гре- ха в человеке. Некоторые люди, пытаясь выставить себя зна- токами, поддерживают все возможные теории и идеи, даже те, которые противоречат друг другу. При этом считают они себя многосторонними 1 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 56. 2 Льюис К. С. Баламут предлагает тост. – С. 78. 3 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 61. 4 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 66. личностями, хотя на самом деле правильнее их назвать многоликими. Такой человек считает, что «мирские друзья затрагивают одну сторону его жизни, лавочник – другую, а он – совершенный, гармоничный, сложный человек с более широким кругозором, чем все они». 5 Такая позиция также вызывает самодовольство и себялюбие, хотя «зна- ток» этого и не замечает. Одним из искушений является и постоянная жизнь в будущем, а не настоящем. «Биологиче- ские инстинкты направляют все их страсти имен- но в эту сторону, так что мысли о будущем распа- ляют и надежду, и страх. Кроме того, будущее им неизвестно, и, побуждая думать о нем, мы воз- буждаем их тягу к нереальному». 6 Таким образом, человек теряет возможность следовать Богу, так как ничего не делает в настоящем, не осознает важности выбора именно в данный момент, а именно в зависимости от этого выбора и строится его будущее. Думать о будущем нужно, но только столько, сколько необходимо, «чтобы сегодня го- товиться к тем делам правды и милосердия, кото- рые станут насущными завтра». 7 Живя лишь бу- дущим, человек внушает себе ложные надежды, когда они не оправдывают себя, в нем становится еще больше разочарования и злобы. А ежедневное разочарование в свою очередь приводит к еже- дневно растущему раздражению. Для ветхого человека также свойственно и большое количество требований к жизни, когда они не выполняются, он начинает чувствовать не- справедливость по отношению к себе, так как счи- тает, что имеет на исполнение этих требований полное право. Он постоянно находится в плохом настроении и все больше гневается. Это порожда- ется чувством собственности (собственность ми- ром, своим телом). А такое чувство во многом вы- зывается сдвигом понятий. Как поясняет Клайв Льюис: если представим выражения "мои сапо- ги", "моя собака", "моя горничная", "моя жена", "мой начальник" и "мой Бог", то обнаружим, что человеку свойственно сводить эти все значения к тому, которое присутствует в выражении "мои са- поги". 8 В этом смысле имеется в виду Бог, у кото- рого данный человек «так хорошо устроился». От- ношение к Богу чисто потребительское, каждый 5 Там же. С. 58. 6 Там же. С. 53. 7 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 53. 8 Там же. С. 35.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2