Прогрессивный журнал Генезис
72 ми и дивными силами, если вы сочтете их дикими и дивными, а не обычными, не своими». 1 Наиболее распространенная иллюзия, умно- жающая и закрепляющая в людях грех – это иллю- зия, что со временем грех сводится на нет: «Я слышал, как люди, в том числе и я, рассказывали о жестокостях и обманах, допущенных в детстве, так, словно нынешний говорящий не имел к ним никакого отношения, и даже со смехом». 2 Зло можно исправить, но перевести его в добро со- вершенно невозможно. Льюис пишет в «Растор- жении брака»: «Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежности выбора и, если хватит ума, терпе- ния, а главное – времени, можно как-то совме- стить и то, и это, приладить их друг к другу, раз- вить и переплавить зло в добро, ничего не отбра- сывая». 3 И подобное отношение к греху свой- ственно большинству людей, из-за этого они еще больше отдаляются от Бога и от осознания истин- ной своей сущности. Один нераскаянный грех множит другие, и так может происходить беско- нечно. Время не отменяет факта и вины греха, смыть грех может лишь «покаяние и кровь Хри- ста». 4 Как это изображено Льюисом в «Беседах бала- мута», чем больше бес овладевает человеком, под- кидывая ему разного рода иллюзии, тем меньше человек этого беса замечает. Здесь автором про- водится замечательная аналогия с пьяницей: «ес- ли вы знаете, что пьяны, значит, вы еще доста- точно трезвы». 5 Бес же и должен всегда оставаться невидимым, неузнанным, в этом и состоит его коварство: он выдает свои подлоги за истинный, правильный путь. Бесы «первым делом дают вам наркоз, усыпляют вас». 6 А там человек уже ничего не замечая постепенно укореняется во грехе и по- гружается как бы в темную, все более беспросвет- ную бездну, из которой ему уже очень сложно вновь выбраться к солнцу. Люди чаще склонны не замечать «начатки мелких попущений и мелких досад, которые могут разрастись в пьянство или злобность, а сейчас кажутся такими маленькими и 1 Там же. 2 Льюис К. С. Страдание. – С. 168. 3 Льюис К. С. Расторжение брака // Любовь. Страдание. Надеж- да: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – С. 79. 4 Льюис К. С. Страдание. – С. 169. 5 Льюис К. С. Из двух интервью. – С. 48. 6 Там же. беззащитными, что сопротивляться им как-то да- же и жестоко, словно ты обидишь зверька; они так жалобно хнычут: «Да мне немного надо!» или «Подумай и о себе!» 7 Множество таких людей по- падает на пир к бесам, образуя богатое меню (чего стоят только тушеные прелюбодеи!). Как говорил Баламут в одном из произведений К. Льюиса, множество различных грехов придают людям отличный вкус. Но наиболее «вкусны» ве- ликие грешники (такие как Генрих VIII, Казанова, Наполеон, Гитлер и др.). Простые грешники «тихо сползают в ад, сами того не замечая» 8 , их грех не- осознан, «им непонятно откуда взялись и что означают нарушенные ими запреты». 9 «Убийство ничуть не хуже карт, если карты дают нужный эф- фект. Поистине, самая верная дорога в ад – та, по которой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапных поворотов, без указатель- ных столбов». 10 Великие грешники же осознанно отвергают благодать и силой воли стремятся ко греху, понимая это. Они наиболее ценны для ада, но для таких людей при их жизни огромна веро- ятность покаяния и возвращения к Богу, так как все бесовские иллюзии для них уже рассеяны. В «Размышлениях о Псалмах» Льюиса говорится: «Обычный человек», потихоньку изменяющий жене, иногда плутующий, не нарушая законов, несомненно «ниже», чем тот, кто служит идее, подчиняя ей желания, выгоду и даже самую жизнь», и далее «безжалостным фанатиком стано- вится не обыватель, а потенциальный святой; тот, кто готов умереть за идею, готов за нее убивать» 11 . Святым же такой человек может стать, перенапра- вив свою активность в другое русло, сменив полю- са и направив ее в противоположную сторону. Та- ким образом, можно заключить отсюда, что и грех может приблизить человека к Богу. Даже принадлежность церкви еще не обознача- ет, что человек отказался от своей ветхой приро- ды, он возможно даже не разорвал еще покров иллюзий. Так, например, все на том же дьяволь- ском пиру подают «дивное вино из фарисеев»: «одни помешались на правилах, мощах и четках, другие – на унылой суровости и мелких ритуаль- ных отказах (от карт, вина, театра)». 12 Но и те, и 7 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 157. 8 Льюис К. С. Баламут предлагает тост. – С. 71. 9 Там же. С. 72. 10 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 50. 11 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 38. 12 Льюис К. С. Баламут предлагает тост. – С. 78.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2