Прогрессивный журнал Генезис

71 переходит к источникам удовольствий, запре- щенных Богом. Истинные ценности таким челове- ком постепенно забываются. Наиболее распространенной иллюзией совре- менного человека является преклонение перед наукой и мысль о том, что наука со временем объ- яснит все, и никакой трансцендентный Бог миру не нужен, это лишь выдумка «темных» людей. Льюис говорит о том, что науку нужно восприни- мать лишь как средство достижения земных целей и, следовательно, не относиться к ней ни плохо, ни хорошо. «Мы все лучше умеем лечить и вызы- вать болезни, облегчать и причинять боль, умно- жать и растрачивать природные богатства. Это может и испортить нас, и исправить. Я думаю, случится и то, и другое – починим там, сломаем тут, сменим старые беды на новые, и так далее». 1 Причем, любовь человека к физике, истории, ар- хеологии и другим наукам вполне невинна, «если к ней не примешиваются радости самодовольства и презрения к неученым или более грубые радости карьеризма» 2 . Опасность греха умножается во много раз, когда сама эта наука делается священ- ной, обожествляется. Тогда, по замечанию К. Льюиса к тщеславию и спеси прибавляется горды- ня 3 . Другая великая иллюзия – это современное представление о демократическом обществе. К. Льюис обнаруживает ложь демократии в том, что на самом деле человека, который выступает за данный политический и общественный строй, злит любое превосходство, он отрицает его и от- вергает. «Никто не имеет права иначе говорить, развлекаться, одеваться, есть» 4 – все это порожда- ет зависть и осуждение со стороны других. Люди становятся скованными рамками демократично- сти и подавляют собственные чувства, только что- бы не отличаться от других, не выделяться. «Неро- вен час станешь личностью. Какой ужас!» 5 А те немногие, которые не желают быть как все, чаще становятся гордецами. На самом деле, «великие люди демократии не нужны». 6 Как основной принцип демократии Льюис определяет принцип 1 Льюис К. С. Национальное покаяние. 2 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 69. 3 Там же. 4 Льюис К. С. Баламут предлагает тост // Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – С. 74. 5 Там же. С. 75. 6 Там же. С. 76. «я не хуже», но такой принцип совершенно ис- ключает смирение, милость, радость, благодаре- ние и благоговение. 7 Для К. Льюиса «самые мерзкие стороны чело- веческой природы – это извращения добрых и не- винных сторон». 8 Поэтому причиной другого страшного греха является страсть мщения, воз- мездия, что есть извращение доброго понятия справедливости. К жажде мщения обычно добав- ляются злоба, корысть, хитрость. Или, например, когда человек хочет воззвать к Божественному милосердию, вместо этого он начнет возбуждать в себе жалость к самому себе, не замечая, что дела- ет. Самоуничижение может стать отправной точ- кой для презрения к другим, угрюмости, цинизма и жестокости. 9 Еще одним распространенным, особенно в со- временном мире, качеством, неестественным и греховным для человека, является стремление к материальной наживе, роскоши. Этой проблеме Клайв Льюис посвятил отдельную статью «О том, как неестественна роскошь». В этой статье гово- рится о том, что приверженность роскоши – это «стандарт правящего класса, у которого роскошь превращается в потребность так же быстро, как свинина превращается в сосиски. Богатые не мо- гут вспомнить, откуда пошли их потребности, и не могут положить им предела». 10 Человек скоро и даже с охотой привыкает к роскошной жизни, ко- торая является искусственной и потребности та- кого рода вовсе не являются нормальными для человека. Роскошь должна быть исключением, частным моментом в жизни, а не чем-то привыч- ным. В роскоши для Льюиса есть нечто жуткое, так как это неестественно. Здесь он приводит такой пример: если прекрасному принцу «придется про- ехать часть пути на огненном драконе, он обязан к концу сказки вернуть дракона колдунье. Не стоит держать драконов дома». Таким образом, роскошь нужно воспринимать лишь как кратковременное приключение, для человека необходимо понять ее исключительность. «Мы оставим вам ваши исклю- чительные радости, если вы примете их как ис- ключение. Мы разрешим вам пользоваться дики- 7 Льюис К. С. Баламут предлагает тост // Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. - С. 77. 8 Льюис К. С. Страдание. – С. 170. 9 Льюис К. С. Страдание. – С. 172. 10 Льюис К. С. О том, как неестественна роскошь // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Lewis/Kak_NR.php

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2