Прогрессивный журнал Генезис
70 открыться для того человека, мысли и дела кото- рого не находятся в соответствующем состоянии. Как уже было сказано выше, самый страшный грех – гордыня, себялюбие и непослушание воле Божией. Следовательно, и страсть, побуждающая этот грех грехов, намного дальше уводит человека от Бога, чем все остальные. Подчиняясь этой стра- сти, человек отрезает себя от Создателя (что вовсе не означает, что путь к возвращению к Богу для него полностью и навсегда перекрыт), в такой по- зиции он даже не хочет знать иного Бога, кроме себя. Отсюда Клайв Льюис заключает, что «Гос- подь относится к порокам бездумных и беспутных людей намного снисходительнее, чем к порокам, которые ведут к мирскому успеху». 1 Дилемма же «любить Бога больше, чем себя, или себя любить больше, чем Бога» всплывает в жизни каждого че- ловека, и, если человек предпочтет избрать цен- тром именно свое собственное «я», то совершит личное грехопадение. «Это грехопадение в каждой индивидуальной жизни и в каждом дне каждой индивидуальной жизни, основной грех, стоящий за каждым конкретным грехом». 2 У каждого человека должна присутствовать любовь к себе (в Библии сказано: «Возлюби ближ- него своего как самого себя»), но она хороша лишь до определенной степени. В связи с этим Льюис выделяет два вида любви к себе: 1) любовь по причине видения в себе создания Божия, Его об- раза и подобия; 2) любовь по причине видения в себе «пупа земли», центра, вокруг которого все крутится. Любовь, подобную второму типу необ- ходимо убивать, искоренять в себе. Также Клайв Льюис выделяет и два типа нелюбви к себе: 1) ненависть к себе и другим людям из-за обнаруже- ния собственной нечистоты, греховности; такая ненависть обязательно породит цинизм и жесто- кость из-за того, что гордость осознавшего это человека ущемлена, так что по сути это все тот же эгоизм, но с другим знаком; 2) ненависть ко греху в себе, к своей ветхой природе. 3 Так как человек отделился от Бога, ему трудно вновь увидеть своего Создателя из-за того, что зло, появившееся в мире вместе с грехопадением, окружает всех людей как бы пеленой иллюзий. Человек теряется в этих иллюзиях, обманывается 1 Льюис К. С. Страдание. – С. 165. 2 Там же. С. 145. 3 Льюис К. С. О любви к себе // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/lyuis/olubvi.php внешностью предметов и, не осознавая своих ис- тинных причины и целей бытия, принимает эти подлоги за нечто реальное и неоспоримое. Тогда всерьез воспринимаются только светские и мир- ские ценности. Отсюда подверженность человека различным модам, что есть также лишь искус- ственные конструкции, ширмы-миражи, не име- ющие к истинному бытию никакого отношения (слова одного из героев К. Льюиса Баламута: «Все- гда старайся, чтобы пациент (человек, за которым надзирает бес – Е. П.) отказался от людей, книг, блюд, которые он действительно любит, в пользу "значительных" людей, "самых известных" книг и "самых лучших" блюд». 4 ) Одной из актуальных для современного нетрадиционного общества страстью является неприятие, страх перед старым и неизменным. Это есть «неиссякаемый источник ереси в рели- гии, безрассудства в советах, неверности в браке, непостоянства в дружбе». Именно из-за этой стра- сти в среде христиан и возникает такое явление, которое К. Льюис называет «христианство и…». «Христианство и кризис, христианство и новая психология, христианство и новое общество, хри- стианство и исцеление верой, христианство и ве- гетарианство, христианство и реформа орфогра- фии. Если уж приспичило быть христианами, пусть будут христианами с оговоркой». 5 Эта самая «мода с христианской окраской» заменяет для че- ловека собственно саму веру, такой человек пыта- ется осмыслить, «подогнать» веру под современ- ные тенденции, принимая эти тенденции за нечто первичное и безусловное. Наиболее же разруши- тельным Льюис считает ужас перед старым и неизменным в философии. «Благодаря ей интел- лектуальная бессмыслица может разложить во- лю». 6 Эта страсть ко всему модному, современному с необходимостью влечет за собой жадность. «Удо- вольствие новизны по природе своей больше, чем что-либо другое, подвержено закону «спада при повторении» 7 , таким образом, человеку, захва- ченному жаждой новизны, необходимо постоянно получать все новые и новые удовольствия, а это вскоре приводит к тому, что источники всех не- винных удовольствий исчерпаны, и тогда человек 4 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 67. 5 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 51. 6 Там же. 7 Там же. С. 43.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2