Прогрессивный журнал Генезис

69 преследовали чисто материальные и природные цели». 1 Затем появляется человек, так как Бог со- здает новый тип сознания, который «мог сказать «я», который знал Бога, который мог судить об истине, красоте и благе, и который настолько воз- вышался над временем, что мог наблюдать его течение. Это новое сознание управляло всем орга- низмом и освещало его, заливая все его части све- том, – оно не было, подобно нашему, ограничено одной частью организма, а именно – мозгом. В ту пору весь человек целиком воплощал в себе со- знание». 2 Органические процессы человека тогда повиновались его собственной воле, а не законам природы. Все поступки его также были сознатель- ными и послушными воле. К. Льюис предполагает, что и продолжительность собственной жизни бы- ла в распоряжении самого человека. Такой чело- век имел полную власть над собой и над низшей жизнью. Хотя взгляд Льюиса на бытие до грехопадения достаточно оригинален, но он и не претендовал на догматичность и безусловность его (прежде чем начать какое-либо размышление на тему христи- анской догматики, он всегда оговаривает, что бо- гословом не является и высказывает лишь свое собственное представление, предположение, ко- торое необязательно является истинным). Полемизирует со сторонниками эволюции Льюис еще по одному вопросу. Сторонники тео- рии дарвинизма считают, «что человек не только не пал по сравнению с первобытным состоянием добродетельности и счастья, но напротив, совер- шил восхождение из состояния зверства и дико- сти». 3 Льюис соглашается, что первобытных людей можно назвать дикарями из-за несовершенства их технической, инструментальной сферы, но наука ничего не может сказать и доказать об их нрав- ственном состоянии, были ли они в этом смысле намного хуже и неразвитее современных «циви- лизованных» людей (более похотливы, свирепы, жестоки). Примитивность инструментов совер- шенно ничего не говорит о добродетельности их создателей. Вся беда, по мнению Клайва Льюиса, в том, что современная оценка первобытного чело- века основывается на материалистических прин- ципах, что есть один из наиболее распространен- 1 Там же. С. 136. 2 Там же. С. 139. 3 Льюис К. С. Страдание. - С. 132. ных грехов современного человечества. 4 Таким образом, наука ничего не может сказать ни «за», ни «против» учения о грехопадении, потому что у нее нет для этого никаких оснований. Сам акт грехопадения совершенного человеком у Льюиса (как и вообще в христианстве) есть про- явление своеволия. Таким образом, своеволие (гордыня), то есть уход от Бога к самому себе, яв- ляется наиболее «гнусным» из всех грехов челове- ка, так как является причиной грехопадения. До падения человеку была свойственна самоотрица- ющая, всепоглощающая любовь по отношению к Богу, его власть над собой была доверена ему Творцом, и он потерял все это из-за своей само- надеянности, перестав таким образом быть дове- ренным лицом Бога. Фактом грехопадения человек утратил власть над собственными поступками и желаниями. Те- перь органы его тела попали под власть биохими- ческих законов, которые человек не в состоянии изменить и как-то на них подействовать, можно сказать, он стал их рабом. Из-за действия есте- ственных законов тело человека, его органы под- верглись страданиям, боли и смерти. Сознание человека сузилось («сконцентрировавшись» в го- ловном мозге) и стало управляться психологиче- скими законами. Человеческий дух перестал быть повелителем его природы, его заместили физио- логические законы, теперь дух стал как бы заглу- шенным земными заботами человека, его стра- стями и желаниями. Люди стали порабощены обыденным. Им стало почти невозможно верить в незнакомое и непривычное – у них перед глазами всегда есть знакомое и привычное. 5 Хотя человек в любой момент мог вернуться к Богу, в падшем состоянии ему это стало тяжело. Намного легче было поддаться собственным стра- стям, «впасть в такие чувства, как гордость и ам- биция, желание красоваться в своих собственных глазах и подавлять, и унижать всех соперников, зависть, неустанные поиски все больше и большей самообеспеченности». 6 Падший, ветхий человек свою волю полностью сосредоточивает лишь на себе, на удовлетворении собственных потребно- стей, и, следовательно, его воля никак не контро- лирует страсти, которые наполняют душу. В итоге, страсти эти перерастают в грех, а Бог не может 4 Там же. 5 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 41. 6 Льюис К. С. Страдание. – С. 153.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2