Прогрессивный журнал Генезис

68 Христианство в работах К.С. Льюиса. Ответы вызовам совре- менности. Павлова Е.Ю. — религиовед, член редколлегии прогрессивного журнала «Генезис», Челябинск, Россия Современный нам мир преисполнен множеством различных теорий о нем же, о принципах и зако- нах его существования, о правилах поведения в нем, высших ценностях и достижениях, к которым должен стремиться человек, эмоциях и ощущени- ях, которые каждый от жизни должен получать. Новые теории, умопостроения множатся с каж- дым днем. Такого интеллектуального плюрализ- ма, как сейчас, не наблюдалось еще, пожалуй, ни- когда. Но наряду с новыми ценностными установками продолжают существовать и традиционные пред- ставления. Христианство – наиболее распростра- ненная религия в мире. По данным исследова- тельского центра «PewResearchCenter» , в середине 2015 года на Земле насчитывалось 2,419 млрд. христиан. Отсюда принципиальная проблема: как последователю традиционного христианского ми- ровоззрения вести себя по отношению к совре- менным теориям, зачастую прямо противореча- щим его идеалам. На этот вопрос об отношении верующего хри- стианина к наводнившим современное общество доктринам и «философиям», пытался ответить в своих произведениях английский писатель и фи- лолог Клайв Стейплз Льюис (1898-1963), который сам пришел к вере уже в зрелом возрасте, став членом англиканской церкви. Для него важно бы- ло как можно большее воплощение христианской нравственности в жизни, постоянное следование ей на практике. Идеалом человека для Льюиса, безусловно, яв- ляется правоверный христианин, поэтому в своих произведениях писатель излагает сугубо христи- анский взгляд на современные тенденции и тео- рии. В одном из своих произведений К. Льюис пред- лагает читателям картину мира до грехопадения как он ее себе представляет. Таким образом, он пытается дать христианский ответ эволюциони- стам. Он говорит о том, что Бог на протяжении многих столетий совершенствовал ту «животную форму», которая позже и стала человеком: «он дал этому существу руки, большой палец которых мог касаться любого из остальных пальцев, челюсти, зубы и гортань, способные к артикуляции, а также мозг, достаточно сложный для того, чтобы выпол- нять все материальные операции, в которых во- площается разумная мысль». 1 Отсюда можно за- ключить, что для Льюиса то, что именуется у дар- винистов «переходными формами», есть еще не вполне люди, а «заготовка», которую Бог со вре- менем доводит до совершенства. Эта «заготовка» даже могла быть достаточно разумной, «чтобы изготовлять вещи, которые археологи принимают за доказательство его человеческой природы. Но это было всего лишь животное, потому что все его физические и психологические процессы лишь 1 Льюис К. С. Страдание. – С. 134.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2