Прогрессивный журнал Генезис
64 Кибер-религия как феномен современной религиозной культуры. Щетинина Е. В. — религиовед, директор АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально- политических технологий и образовательных программ» Челябинск, Россия Одним из ответов современной культуры на потребность человека в духовном поиске стано- вится виртуальная сфера, где в комфортных для себя условиях человек свободно получает возмож- ность выхода на путь «встречи с Богом», религи- озной самореализации. Так, работа большинства сайтов религиозных организаций знакомит со- временного «потребителя религии» с основными догматами организации, позволяя поучаствовать в трансляции богослужений или ознакомиться с данной записью в удобное для него время, полу- чить консультацию (очную или заочную посред- ствам онлайн-технологий) духовного лидера по богословским и личным вопросам, ознакомиться с аудио и видеоматериалами прошедших конфе- ренций, практик и семинаров. Исследователь современных форм религиозно- сти Р. О. Сафронов полагает, что именно предель- но плюральное пространство сети Интернет сего- дня становится местом свободного «обращения» религиозных идей (как традиционных религиоз- ных конфессий так и новых религиозных движе- ний) на обширном «рынке религий». Уникальная особенность киберпространства заключается, во-первых, в неограниченном до- ступе к множеству религиозных текстов (как пер- воисточников, так и огромного числа интерпрета- ций от исторических до современных, рождаю- щихся в ходе интернет-дискуссий в форумах и со- циальных сетях); во-вторых, предоставляет не- ограниченные возможности для общения с едино- верцами, обсуждения религиозных проблем, осу- ществления маркетинговой деятельности. Таким образом, «Интернет способствует плю- рализации религиозной жизни и формирует про- странство для свободного индивидуального ду- ховного поиска» 1 . На данный момент примени- тельно к религиозной деятельности виртуальность спровоцировала появление определенной тенден- ции. Она заключается в том, что сторонники лю- бой религии, традиционной или новой, стремятся закрепиться в виртуальном пространстве, созда- вая свои сайты, форумы или группы в социальных сетях 2 . Исследователь Марко Меникоччи выделяет 4 функции религиозных сайтов для реализации дея- тельности религиозных организаций: 1) представление церкви неверующим с помо- щью проведения комплекса мер так называемых «связей с общественностью» (объяснение тради- ций религии, ее основных таинств и особенно- стей); 2) проведение работ по евангелизации и прозе- литизму; 3) установление связей между членами того или иного религиозного сообщества и углубление их познаний в религии. На сайтах различных кон- фессий ведутся обсуждения на заданные темы, 1 Смолина, Е. Г. «Умма» и «краудсорсинг»: связь понятий в рамках интернет-пространства / Е. Г. Смолина // Исламоведе- ние. 2015. – №4 – С.63. 2 Сафронов Р.О. Современные социологические теории рели- гии в США и Европе // Религиоведческие исследования. – 2009. – №1/2. – С. 24.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2