Прогрессивный журнал Генезис
114 на тот тип поведения, который преобладает в современном обществе – на ситуативный тип поведения. И понимание логики этого поведе- ния очень многое объясняет в современном обществе. Это гораздо эффективнее работает, чем привычные объяснения. То же самое мож- но говорить и про различные аспекты личной жизни человека. Буквально в любой сфере со- временной жизни, исходя из нашей теории, можно дать очень интересные рекомендации. В этом случае историк оказывается не только лишь хранителем памяти, а оказывается еще и экспертом, который обладает неким серьезным знанием, которое помогает развивать и даже (наверное, это можно сказать) улучшать жизнь общества. Это конечно непросто, это не дей- ствует автоматически, но при определенном внимании к этой тематике, при определенном развитии этой тематики, при определенной поддержке общества (причем не мегаглобаль- ной, а простой, можно сказать, минимальной поддержке) может дать обществу серьезные инновационные прорывы. Мне кажется, что современные представления об инновациях как чисто техническом развитии ошибочно. Ведь если мы говорим о первенстве сейчас, так называемых, западных обществ, то я готов утверждать, что их первенство, в первую оче- редь, сложилось на базе совершенно иннова- ционного отношения к ментальной идейной реальности. Все остальное есть результат этого первичного изменения. Именно инновация мировоззрения позволила этим странам захва- тить (причем, сравнительно быстро по истори- ческим меркам) лидирующие позиции в со- временном мире и их сохранять, пока у этих людей не будет какого-либо исторического ин- теллектуального конкурента, который сможет их уточнить или даже может быть исправить С.С. Логиновский: Вы считаете, что такой конкурент, такая альтернатива реально воз- можна? П.Б. Уваров: Конечно. Представление о но- вых смыслах может скорректировать представ- ление как об отдельных сторонах жизни, так и о жизни в целом. Ведь если представление о бытии определяет сознание, то если мы разум- но (а не за счет подтасовок) скорректируем представления о бытии, появятся новые миро- воззренческие феномены, на основе которых складывается определенная практика поведен- ческая. С.С. Логиновский: Если, как Вы сами сказали, таких мировоззренческих альтернатив всего две, и одну из них (нерелигиозную) уже воплощает современный Запад, то получается, что речь идет о второй альтернативе, религиозной? П.Б. Уваров: Совершенно верно. К сожале- нию, эту мысль очень часто неправильно по- нимают. Спекуляции на эту тему меня просто поражают. Часто говорят: «вы что, хотите отка- заться от таблеток или хотите ездить на теле- ге?». Никто из нас об этом не говорит, и нико- гда не говорил. Это абсурд, который возник у людей, которые не понимают о чем идет речь… С.С. Логиновский: путают предание и эпифе- номены, порождаемые им? П.Б. Уваров: Да, конечно. Тем более, что да- же в смысле мировоззренческих инноваций речь идет не о том, что «железной рукой заго- ним к счастью». Но, обратите внимание, как в современном обществе, например, психологи работают с проблемами людей. Как они учат его менять отношение к ситуации. Современ- ная психология базируется на представлении о том, что любая проблема современного чело- века (а значит и современного общества) фак- тически решается некоторым переключением сознания человека. И как ни странно, с ними можно согласиться в некотором отношении, они не так далеки от истины. Представьте, если такие локальные изменения на уровне отдель- ного человека, связанные с небольшой коррек- тировкой сознания, могут дать такой резуль- тат, то представьте себе какой результат может быть, если сознание человека откроется всей сложности бытия, его полноте, когда он пой- мет, в какой ситуации он существует, по каким правилам, по каким возможным вариантам может протекать жизнь… Чем больше, чем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2