Прогрессивный журнал Генезис

традиционно разнородные группы и отдельных деятелей, католические и протестантские концепции ради со- противления национал-социализму и его недопущения в дальнейшем. Христианская демократия в России оказалась уделом небольшой группы христианской интеллигенции, имею- щей опыт нелегальной религиозной деятельности, и отдельных представи- телей духовенства. Им удалось спло- тить христианские самодеятельные группы для возрождения религиозной жизни в стране. В христианско-демо- кратические организации входили патриоты и либералы-западники, мо- нархисты и демократы. Антикомму- низмиборьба зарелигиозные свободы стали единственными объединяющи- ми лозунгами для всей этой публи- ки. Компромисс был возможен, пока существовала необходимость созда- ния единого антикоммунистического фронта. После того, как КПСС ушла в прошлое, вынужденное христи- анское единство стало невозможно, также как сотрудничество активистов с разными политическими взглядами. То, что на первом этапе существова- ния казалось выходом из положения, в дальнейшем обусловило многочис- ленные расколы христианско-демо- кратического движения и отделения несогласных с политикой руководства. А. И. Огородников возглавил Христианский семинар по про- блемам духовного возрождения России в Москве в 1974 г., который пытался создать христианскую коммуну, рас- пространять христианское учение. В 1974–1978 гг. с груп- пой единомышленников изда- вал самиздатовский журнал «Община». Тогда же, поселив- шись на хуторе в Калининской области, пытался возродить трудовую крестьянскую общи- ну. В 1976–1978 гг. выступил с рядом писем и статей в защиту Церкви, свободы, до- стоинства и прав личности и народов перед лицом тота- литарного режима. В 1978 г. А. И. Огородников арестован и приговорен к году принуди- тельных работ по ст.209 УК РСФСР («тунеядство»). В 1979 г. был осужден прямо в лагере по ст.70 УК РСФСР («антисо- ветская агитация») на 7 лет лагеря и 5 лет ссылки. В 1985 г. незадолго до предполагавше- гося освобождения осужден по ст.180 УК РСФСР («андропо- вская» – за голодовки и защиту прав зеков) на 3 года лагеря. Тогда же дополнительно было возбуждено уголовное дело по ст.70 ч.2. («за религиозную пропаганду и антисоветскую агитацию в заключении» – до 15 лет). В 1987 г. А. И. Огород- ников был досрочно освобо- жден в результате поддержки известных правозащитников и общественного мнения Запада (Огородников Александр Ио- ильевич // Вестник христи- анской демократии. – 1990. –№17. С.1). 23 24 В. В. Аксючиц учился в Риж- ском мореходном училище, которое не закончил, в 1969 г. был призван на Балтийский флот. В 1971 г. побывал в Копенгагене, где впервые стол- кнулся с литературой, распро- страняемой Народно-трудо- вым союзом («Раковый корпус» Солженицына, специальные выпуски и листовки «Посе- ва»). Закончил философский факультет Московского госу- дарственного университета, поступил в аспирантуру. Воз- главлял сначала студенческую, а затем аспирантскую пар- тийную организацию. В 1979 г. В.В.Аксючиц вышел из КПСС «по идейным соображениям», принял православие. Рабо- тал на сезонных стройках, в колхозах и совхозах Сибири, Казахстана, Дальнего Востока и Центральной России. В 80-е гг. В. В. Аксючиц посещал так называемый Калужско-Обнин- ский философский семинар, работавший в трех часах езды от столицы под руководством В. В. Катагощина. 25 Г. П. Якунин совместно со свя- щенником Н.Эшлиманом обра- тился с открытым письмом к патриарху Алексию I о пре- дательстве интересов церкви руководством Московской Патриархии. В мае 1966 г. был запрещен в священнослужении. В 60 – 70-е гг. Г.П.Якунин был активным участником право- защитного движения, в 1976 г. стал соучредителем «Христи- анского комитета защиты прав верующих в СССР». В 1980 г. осужден по ст. 70, ч.1 «за антисоветскую агитацию и пропаганду». Реабилитирован в 1991г. (Якунин Г.. Истори- ческий путь православного талибанства. – М.: ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 2002. – с.56) Дополнительные сноски: 92

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2