Прогрессивный журнал Генезис
ственности», благотворительной дея- тельности. Складыванию российских христианско-демократических орга- низаций способствовал эмигрантский Народно-трудовой союз российских солидаристов. В советский период он действовал за границей и на террито- рии СССР. В частности, председатель Российского Христианского Демокра- тического Движения В. В. Аксючиц был членомНародно-трудового союза. Эта организация боролась за освобо- ждение России, провозглашала прин- ципы солидаризма и самоценности каждого человека, ориентировалась на духовный, нравственный прогресс с опорой на христианские ценности 19 . Попытки создания христиан- ско-демократической организации в СССР относились к шестидесятым годам. В 1964 г. возник Всероссийский социал-христианский союз освобо- ждения народа (ВСХСОН), который был вскоре разогнан КГБ 20 . По воспоминаниям сопредседате- ля Российского христианско-демокра- тического движения В. В. Борщева, уже на христианских семинарах 70-х гг. ХХ в. «шел разговор … и о христианской демократии, потому что все мы тогда изучали наших русских религиозных философов — Булгакова, Бердяева, Франка, Федотова, Ильина и там в той или иной форме, особенно у Булгакова и Бердяева о христианской демокра- тии шла речь и они тогда еще в начале века замышляли как-то эту идею реа- лизовать и, естественно, она у нас об- суждалась» 21 . По его же свидетельству, в этих семинарах была и «некая поли- тическая составляющая, потому что, в общем-то, люди были молодые, ак- тивные, …был, так сказать, политиче- ский темперамент» и «тогда возникла идея, что вот нужно на базе этих се- минаров некоторое такое сообщество, которое носило бы не чисто религиоз- ные цели, но и политические» 22 . Руководителем первой россий- ской христианско-демократической партии, образованной на Учредитель- ной конференции 4–7 августа 1989 г., — Христианско-демократическо- го союза России – стал узник совести и правозащитник А. И. Огородников 23 . С июля 1987 г. А. И. Огородников ре- дактировал самиздатовский журнал «Бюллетень христианской обществен- ности», который издавался на англий- ском и немецком языках Интернаци- оналом христианской демократии. На основе редакции «Бюллетеня хри- стианской общественности» и бывшей христианско-демократической фрак- ции Демократического союза в июле 1989 г. возникла инициативная группа по созданию Христианско-демокра- тического союза России. Лидерами Российского христиан- ского демократического движения стали издатели независимого религи- озно-философского журнала христи- анской культуры «Выбор»—В. В.Аксю- чиц 24 и Г. А. Анищенко. Редакционная группа этого журнала и православная общественность, группировавшаяся вокруг него, составила ядро Россий- ского христианско-демократического движения. В 1988 г. В. В. Аксючиц стал одним из инициаторов обществен- но-политической организации «Цер- ковь и перестройка», которая позднее вошла в качестве коллективного чле- на в РХДД. В инициативную группу по созданию РХДД вошел также из- вестный религиозный правозащит- ник, бывший политзаключенный отец Г. П. Якунин 25 . Репутация правозащитников, по- литзаключенных и борцов за свободу вероисповедания стала политическим капиталом христианских демократов. Опыт европейской христианской демократии показал большую спо- собность к конструктивному сотруд- ничеству и поиску компромиссов, особенно в деле сохранения един- ства христианско-демократических объединений и упрочения их места в общественно-политической жизни. Например, Христианско-демокра- тический союз Германии объединил НТС. Мысль и дело, 1930–2000. – М.: Посев, 2000. 19 Что такое христианская демократия? Возможна ли она в России? // Христианская политика – 2002. –№3. 20 Авторское интервью с В. В. Борщевым 3.06.2007 г. 21 Авторское интервью с В. В. Борщевым 3.06.2007 г. (Приложение 3) 22 Комментарий указан на следующей странице... 23 Комментарий указан на следующей странице... 24 Комментарий указан на следующей странице... 25 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2