Прогрессивный журнал Генезис
европейские христианские демокра- ты постепенно утрачивали христиан- ский компонент своей идеологии, что стирало их принципиальные отличия от других народных партий. Российские христианские демо- краты столкнулись с серьезной конку- ренцией в борьбе за голоса христиан. Одновременно с христианско-демо- кратическими были созданы и другие движения и партии, претендующие на выражении интересов определенных групп верующих. Политические при- страстия таких объединений колеба- лись от неофашизма, православной монархии до представительной де- мократии. Это Народно-православное движение, Православная конституци- онно-монархическая партия России, Христианско-патриотический союз, Русский народно-демократический фронт движения «Память». Поэтому христианам России был предоставлен широкий выбор среди религиозно-по- литических организаций, нельзя не учитывать и их возможную привер- женность светским партиям. Христианско-демократические объединения не смогли консолиди- ровать российских христиан, а стали выразителями интересов отдельных самодеятельных сообществ. Российская христианская демо- кратия формировалась в рамках пе- рестроечного «неформального» об- щественно-политического движения, представлявшего собой «небольшие по численности группы, связанные в первую очередь межличностны- ми отношениями», для которых «за- падная демократия и культура, так же, впрочем, как и тщательно скры- вавшаяся за дверями «спецхранов» отечественная история, приобрели свойства запретного плода и его же неодолимую притягательную силу» 16 . Сторонниками христианской де- мократии в России стали образован- ные люди. Например, 90% членов одной из христианско-демократиче- ских партий — Российского христи- анско-демократического движения — имели высшее образование 17 . Мно- гие лидеры христианско-демократи- ческих партий имели ученые степени, например, В. В.Аксючиц (Российское христианско-демократическое дви- жение) был кандидатом философских наук, В. С. Полосин (Российское хри- стианско-демократическое движение) — кандидатом политических наук, В. В. Савицкий (Российский христиан- ско-демократический союз) – канди- датом биологических наук, А. В. Чуев (Российская христианско-демократи- ческая партия) — кандидатом юри- дических наук. А в списке кандидатов в депутаты Моссовета и районных со- ветов от Христианско-демократиче- ского союза России из 7 человек все имели высшее образование, а 3 че- ловека имели кандидатские степени: В. Г. Елисеев закончил музыкальное училище имени Гнесиных; В. С. Ко- ротков — Московский гидромелио- ративный институт; О. М. Соснин – Московский энергетический ин- ститут, кандидат технических наук; Б. Б. Страхов — Московское художе- ственное училище памяти 1905 г. по специальности театральный художник-декоратор и Москов- ский полиграфический институт по специальности художник-график; О. А. Суханов – Ташкентский политех- нический институт, кандидат техниче- ских наук, ведущий научный сотрудник Всесоюзного электротехнического ин- ститута; В. Г. Эмин — кандидат юриди- ческих наук 18 . Многие члены христианско-де- мократических объединений к этому времени приобрели некоторый опыт общественной деятельности в раз- личного рода нелегальных кружках и семинарах религиозных диссидентов, в правозащитной деятельности, борь- бе за религиозные свободы, в издании нелегальной религиозной литерату- ры, в работе над самиздатовскими религиозными журналами «Выбор», «Бюллетень христианской обще- Неформальная Россия: О «неформальных» политизиро- ванных дви-жениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В.Березовский, Н.Кротов. М.: Молодая гвардия, 1990. – с.5,8 16 Российское христианское демократическое движение // Христианские партии и самодеятельные объедине- ния. Сборник материалов и документов / Академия обще- ственных наук при ЦК КПСС, идеологический отдел ЦК КПСС: [Сост. С. И. Иваненко и др.]. М.: Институт научного атеизма, 1990. С.99. 17 Голосуйте за кандидатов ХДС России // Вестник христиан- ской демократии. 1990. №17. С.3–4. 18 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2