Прогрессивный журнал Генезис
единение «всех сословий» 10 . Такой подход обеспечил широкую поддерж- ку немецким христианским демокра- там. Российские христианско-демо- кратические структуры образовались на закате советской истории, сразу же, как появилась легальная возможность формировать политические объеди- нения. Несмотря на декларируемый светский характер, они объединяли людей верующих христианского испо- ведания, претендовали на выражение интересов этой динамично растущей группы населения. Это признавали и бывший председатель Российско- го христианско-демократического движения В. В. Аксючиц 11 , и бывший председатель Христианско-демокра- тического союза России А. И. Огород- ников 12 . Показателен и тот факт, что накануне выборов 1995 г. в Государ- ственную Думу Российский христи- анско-демократический союз сменил название на Христианско-демократи- ческий союз — Христиане России, от- ступив от декларируемой им же вне- конфессиональности. А. В. Щипков подчеркивал, что «это в основном православные неофиты, протестанты и скептики, не отрицаю- щие в принципе сверхъестественное устройство Вселенной» 13 . Соотношение представителей разных христианских конфессий в российских христианско-демокра- тических объединениях оказалось неодинаковым. По свидетельству од- ного из сопредседателей Российского христианско-демократического сою- за В. В. Борщева, в этой организации состояли и православные, и большое число протестантов и католиков, так как «конфессиональный вопрос не является определяющим» 14 . По сви- детельству Г. А. Анищенко, главного редактора христианско-демократи- ческой газеты «Путь», организаторы Российского христианско-демократи- ческого движения «были вынуждены ориентироваться на все без исклю- чения общественно активные кру- ги христианской направленности» 15 . Другой сопредседатель Российского христианско-демократического союза В. В. Савицкий, напротив, постепен- но склонялся к монокофессионализ- му и ставке на православие, надеясь на поддержку Московской Патриар- хии. Большой акцент на православии сделан и в партийных документах Российского христианско-демокра- тического движения. Российское хри- стианско-демократическое движение раньше, а Российская христианско-де- мократическая партия позже пришли к выделению преимущественного положения традиционных религий и особенно Русской православной церкви как главной носительницы русскойдуховнойисторииитрадиций. Единственной организацией, пытав- шейся опереться преимущественно не на православных, а на протестантов, стал немногочисленный Московский христианско-демократический союз (входил сначала в Христианско-демо- кратический союз, а затем в Россий- ское христианско-демократическое движение). Российским христианским демо- кратам не удалось создать неконфес- сиональные светские объединения на западный манер. Конфессиональ- ные предпочтения каждой партии проявились довольно быстро. Делая ставку на верующих, христианские демократы ограничили свою соци- альную базу, тем более, что претен- довать на весь «христианский элек- торат» они, естественно, не могли. Но подчеркнутый христианский элемент движения помог избежать проблемы, которая встала перед ев- ропейской христианской демокра- тией, — сохранение собственной идентичности при утрате прежнего преимущественного значения хри- стианского начала. Выступая в каче- стве народных партий, выражающих интересы различных слоев населе- ния, и участвуя в реальной политике, Авторское интервью с В. В. Аксючицем 26.05.2007 г. 11 Авторское интервью с А. И. Огородниковым 6.06.2007 г. 12 Щипков А.В. ХДС и РПЦ: православие и христианские демократы // Независимая газета – религии. – 1993 – 1 июля. 13 Авторское интервью с В. В. Борщевым 3.06.2007 г. 14 Анищенко Г. А. Драма компро- миссов: Политический путь Российского христианского демократического движения // Независимая газета – Религии. 2000. 12 апреля. 15 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2