Прогрессивный журнал Генезис
Реконструкция социального облика российской христианской демократии Евдокимова Л. С. - кандидат исторических наук, Челябинск, Россия Христианская демократия — значи- тельное явление в истории полити- ческой мысли, обозначившее особый третий путь между социализмом и капитализмом. Расцвет христиан- ской демократии произошел после Второй мировой войны, когда она заняла сильные позиции в ФРГ, Ита- лии, Бельгии, Нидерландах, Австрии. В России христианско-демократиче- ские объединения появились в конце 80-х–начала 90-х гг. ХХ в., хотя еще до революции предпринимались по- пытки связать христианство и поли- тику (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. П. Свенцицкий, В. Ф.Эрн, Г. П.Федотов). Христианская демократия возник- ла как вариант соотношения религи- озного и общественно-политического, поэтому всегда была чувствительна к вопросам присутствия религии в пу- бличной сфере. Современная запад- ная христианская демократия утрати- ла свой прежний религиозный пафос, но сохранила привлекательность хри- стианской риторики для новых регио- нов и социокультурных контекстов. В условиях российского религиоз- ного возрождения конца 80-х — на- чала 90-х гг. ХХ в. христианская де- мократия оказалась востребованной как реальный проект привнесения христианского начала в обществен- но-политическую жизнь, реализации религиозных убеждений в практиче- ской деятельности после многолет- них запретов на публичное исповеда- ние веры. Российская христианская демократия представляла собой со- вокупность инициатив, призванных обозначить присутствие религии в публичной сфере. Отечественные христианские демократы предложи- ли свое видение будущего России, основанное на христианстве. В пост- перестроечное время им удалось за- нять определенную нишу в большом количестве политических партий, те- чений, движений. Этой нишей стала область государственно-конфессио- нальных отношений, в которой в кон- це 80-х–начале 90-х гг. ХХ в. наступи- ли кардинальные перемены. Специальных исследований соци- альной базы российских христиан- ско-демократических объединений конца 80-х—первой половины 90-х гг. не проводились.Динамизмпроцессов консолидации и распада христиан- ско-демократических объединений, а также многообразие структурообра- зующих групп, разнонаправленность их деятельности и множественность интерпретаций христианской демо- кратии создавали объективные труд- ности в выявлении характерных черт приверженцев этой довольно новой и экзотичной для России идеи. Иссле- дователи российской христианской демократии ограничивались отдель- ными характеристиками ее после- дователей и констатацией того, что социальной базы для христианской 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2