Прогрессивный журнал Генезис
Молодежное движение православной церкви в XX веке: формирование традиции Короплясова Е. В. - аспирант кафедры истории российского государства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия Православное молодежное движение формируется в ХХ веке. В 1920-1930-е гг. в эмиграции зарождается русское студенческое христианское движе- ние (РСХД). В сентябре 1923 г. в горо- де Пшеров (Чехия) состоялся первый общий съезд всех русских студен- ческих кружков Западной Европы, всего 33 делегата молодежи 1 . В ос- новном такие кружки носили харак- тер «межконфессиональных». Целью студенческого христианского движе- ния являлось «объединение верую- щей молодежи для служения церкви и привлечение к вере во Христа неверующих», а также «стремле- ние помочь своим членам вырабо- тать христианское мировоззрение». Председателем РСХД был избран Василий Васильевич Зеньковский, который с 1921 года в Белграде про- водит занятия с русской православ- ной молодежью в рамках небольшого религиозного кружка. Это было един- ственное объединение, в котором на тот момент превалировало коли- чество именно православных сту- дентов. Василий Васильевич в своих воспоминаниях описывает, что это было немногочисленное собрание из 6-8 человек обычно (иногда дохо- дило до 20), а также, что члены его были православные, «строго и вдох- новленно церковные, и у всех было одно и то же стремление – исходить во всем — и в жизни и в мысли – от Церкви» 2 . В своих воспоминаниях отно- сительно результатов съезда Зень- ковский В.В. отмечает, что во время съезда состоялось «первое профес- сорское собрание» (в составе: отец Сергий Булгаков, Н. Новгородцев, С. Бердяев, А. Карташев и он). Во вре- мя него по предложению А.В. Карта- шева, было решено «не создавать но- вого общества, а восстановить здесь, за границей, деятельность Братства Св. Софии, учрежденного в России в 1918 году и утвержденного патри- архом Тихоном» 3 . Собрание поло- жительно отнеслось к предложению и общество в Праге признало себя от- делением Всероссийского братства св. Софии, которое в последующем объединит значительные интеллек- туальные силы русских эмигрантов в Европе таких, как Г. Трубецкой, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.В. Флоров- ский, Г.В. Вернадский, П.А. Остроухов и др. и просуществует до 1941 года. Также на съезде представителями Белградского кружка развивается эку- меническая точка зрения: «Мы ука- зали, что всячески стремясь углубить и укрепить церковный характер в ре- лигиозной работе с молодежью, мы вовсе не хотим поворачиваться спи- Зеньковский В.В. Из моей жизни: Воспоминания / Василий Зеньковский; сост.. подгот. Текста, вступ. Ст. и примеч. О.Т. Еремшина. – М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицина: Книжица, 2014. – С. 51. 1 Там же. С. 40. 2 Там же. С. 51. 3 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2