Прогрессивный журнал Генезис
ного тела, мы не были бы вынуждены получать другое тело, но вошли бы в духовный мир» 19 . В отличие от большинства древ- них и средневековых религий Ин- дии, Шрила Прабхупада настаивает на том, что уже в материальном мире можно полностью избавиться от кар- мы. Для преданных Кришне кармы не существует, нет никаких кармических реакций 20 . Обыкновенный человек после смерти отправляется в чрево новой матери, чтобы в соответствии со своей кармой получить новое рождение. Что касается преданно- го, то он сразу попадает в духовный мир, где имеет возможность вечно общаться с Господом (Кришной). Итак, Свами Прабхупада одно- значно определяет категорию «кар- ма» как материальную деятельность ради наслаждения ее плодами, а так- же последствия этой деятельности. С точки зрения основателя МОСК, карму можно назвать рабством, ведь она способствует все новым и новым рождениям живого существа. При этом существо получает такое новое рождение, которое соответствует его накопленной в прошлом карме. Важ- но отметить, что накоплению кармы способствует любая кармическая де- ятельность — независимо от того, со- вершает человек благочестивые по- ступки или греховные. Если человек совершает благочестивые поступки, в следующей жизни он испытывает наслаждение, но вырваться из кру- говорота рождений и смертей он не сможет 21 . Если же деятельность греховна, человек испытает на себе последствия своих грехов и также останется связан путами рождения и смерти. Существует единственный способ освобождения из плена кармы — не- обходимо стремиться к духовному знанию, стремиться обрести созна- ние Кришны и действовать только ради Кришны. И только такая дея- тельность не повлечет за собой ни хороших, ни дурных последствий, т.к. деятельность в сознании Кришны не несет за собой вообще никаких кар- мических последствий. А ранее нако- пленная карма, при любовном служе- нии Кришне, аннулируется. Следует отметить, что избавиться от кармы таким способом человек может уже в настоящей земной жизни. Только Кришна поможет спастись человека от оков кармы, если сам он этого захочет. После смерти же преданный человек попадет в духов- ный мир, возвратится к Кришне и бу- дет общаться с ним вечно. Таким образом, понимание кате- гории «карма» Свами Прабхупадой сохраняет основные особенности традиционного понимания кармы в индуизме: Прабхупада также при- знает, что человек должен избавиться от круговорота рождений и смерти (сансара), который обуславливается кармой. Но в индуизме чаще всего в качестве освобождения признается осознание тождества индивидуаль- ной души с Мировой душой. Праб- хупада же считает путем к освобо- ждению исключительно обретение сознания Кришны, преданное служе- ние ему, что вряд ли говорит о тожде- стве с ним. Не стоит забывать, что он предлагает освобождение от кармы уже в этой земной жизни. При этом уже накопленная карма у предан- ных Кришне просто аннулируется. Что же касается определения кате- гории «карма», то основатель МОСК истолковывает ее как материальную деятельность исключительно ради наслаждения ее плодами, а также по- следствия этой деятельности. Тогда как карма в традиционном индуизме, в широком смысле, означает влияние совершенных индивидом действий (абсолютно всех) на всю его последу- ющую жизнь, на характер будущего рождения. Бхактиведанта Свами Праб- хупада А.Ч. Раджа-видья – царь знания: пер. с англ. / Бхакти- веданта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2010. С. 45 19 Бхактиведанта Свами Праб- хупада А.Ч. Совершенные во- просы, совершенные ответы: пер. с англ. / Бхактиведанта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2008. С. 22 20 Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Путешествие вглубь себя: пер. с англ. / Бхак- тиведанта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 1997. С. 257. 21 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2