Прогрессивный журнал Генезис
шается вне сознания Кришны, кото- рая порабощает человека, относится к категории викармы. Даже благотво- рительная деятельность, как любая деятельность ради ее плодов, связы- вает нас законом кармы и удерживает в круговороте рождений и смертей. Преданное служение, единствен- ная цель которого — удовлетворить Господа, называется буддхи — йога, или бхакти-йога. «Буддхи-йога — это деятельность в сознании Кришны, то есть исполненное блаженства и зна- ния преданное служение Господу» 15 , иными словами трансцендентное любовное служение Кришне. Однако не каждый может достичь этого пути, многие прельщаются различными видами кармической деятельности, а все потому, что боль- шинство людей, как полагает Свами Прабхупада, невежественны и, во- обще, не слишком разумны. Предел мечтаний таких индивидов — чув- ственные удовольствия, преходящее счастье. Такие люди вынуждены зани- маться кармической деятельностью (т.е. погоня за чувственными наслаж- дениями, материальной прибылью), а сознание, оскверненное желанием чувственных удовольствий, застав- ляет их менять одно материальное тело на другое 16 . Значит, никто, кро- ме самого человека, не виноват в по- следствиях его кармической деятель- ности, и, при желании, сам он может изменить результаты кармы. Таким образом, в «Бхагават-гите как она есть» Бхактиведанта Свами Прабхупада отрицательно характе- ризует деятельность человека ради удовлетворения чувственных по- требностей, деятельность, которая направлена на получение результа- тов, деятельность, которая не связа- на со служением Кришне, другими словами, кармическую деятельность. Все это приводит к тому, что инди- вид снова и снова получает опреде- ленное материальное тело. Виноват в этом сам человек, и сам он может всё исправить: нужно лишь прекра- тить кармическую деятельность, ради получения результата труда, обрести сознание Кришны и действо- вать только ради Кришны. Подобная деятельность не несет за собой ника- ких кармических последствий. А та карма, которая уже была у человека до обретения сознания Кришны, про- сто-напросто аннулируется. В другой своей книге («Диалек- тический спиритуализм») Шрила Прабхупада отмечает, что самостоя- тельного освобождения от кармы без Кришны быть не может. Пока инди- видуальная душа действует в соот- ветствии с телесными определения- ми, пока человек действует ради себя, он не свободен, он связан кармой. Если же индивид соглашается стать «слугой Кришны», он спасет себя 17 . Лишь действия во имя Кришны озна- чают свободу. Только таким образом, с точки зрения Свами Прабхупады, мы не связываем себя с кармой. Таким образом, под кармой Бхак- тиведанта Прабхупада понимает ма- териальную деятельность, совершае- мую ради наслаждения ее плодами 18 . Иногда же, как отмечает религиозный мыслитель, под ней подразумевают обряды и ритуалы. Но если человек, только лишь, привязан к ритуалам, не понимая при этом Кришны, его деятельность неблагоприятна для со- знания Кришны. Сознание Кришны может быть просто основано на слу- шании, повторении, памятовании. Проблема в том, говорит Свами Прабхупада, что люди действительно не знают, что такое действие (карма), а что—бездействие (акарма). Необхо- димо знать, какая деятельность чиста, а какая нет; какая поощряется, а ка- кая порицается; какая запрещается, а какая нет. Поняв принцип, лежащий в основе всякой деятельности, чело- век освободится из материального плена. «Вот почему важно уяснить, как следует действовать, чтобы поз- же, в момент оставления материаль- 15 Там же. С. 128 16 Там же. С. 261. 17 Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Диалекти- ческий спиритуализм: пер. с англ. / Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 3 т.: т.1. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2005. С.84 18 Бхактиведанта Свами Праб- хупада А.Ч. Нектар предан- ности: пер. с англ. / Бхакти- веданта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 1991. С.4 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2