Прогрессивный журнал Генезис

начало различным видам деятель- ности, которые называют кармой 12 . Живое существо духовно по своей природе, но, попадая в материальный мир, оно забывает об этом и занима- ется удовлетворением собственных чувств. И чем больше живое суще- ство занимается этим, тем сильнее оно запутывается в кармических по- следствиях своей деятельности. Эта деятельность длится с незапамятных времен, и люди, пожиная ее плоды, страдают или наслаждаются. Шрила Прабхупада предлагает разумное ре- шение — «не соприкасаться ни с од- ной из трех гунн, подняться над их оскверняющим влиянием» 13 , что воз- можно только для тех, кто посвятил себя преданному служению Кришне. Бхактиведанта Свами пишет в книге «Бхагават-гита как она есть», что карма сама по себе не является вечной, хотя результаты ее могут при- ходить к нам из глубокой древности. Несмотря на то, что люди пожинают плоды своей деятельности (страдают или наслаждаются), существует воз- можность изменить результаты кармы. Это возможно, если человек обладает совершенным знанием. Действия и по- следствия прошлых действий человека меняются, когда он достигает гунны благости и понимает, как нужно дей- ствовать. Действуя правильно, живое существо изменяет свою карму к луч- шему, именно поэтому карму нельзя назвать вечной, она преходяща. «Бхагават-гита» с точки зрения Свами Прабхупады учит человека тому, как очистить свое сознание от «материальной скверны». Невер- но думать, что нужно прекратить действовать вообще. Это невозмож- но, считает Бхактиведанта, потому, что каждый человек вынужден что- то делать, хотя бы для того, чтобы прокормить себя. Отказ от действий вообще может повлечь за собой еще более ужасные последствия, чем ма- териальная деятельность ради на- слаждения ее плодами. Когда живое существо обретает че- ловеческую форму жизни, оно полу- чает шанс разорвать цепи закона кар- мы, и решение этой задачи состоит в следующем. Необходимо очистить свои действия, «очищенная деятель- ность называется бхакти» 14 . Хотя эта деятельность внешне и похожа на обычную, она свободна от мате- риальной скверны. Человек, идущий путем бхакти-йоги, или путем созна- ния Кришны, уже не потакает своим чувствам, он лишает себя телесных представлений о жизни. Для того чтобы вступить на этот путь, в первую очередь, следует по- нять, что человек — это не матери- альное тело, а вечная душа. Индивид должен освободиться от осквернен- ного сознания, которое присуще жи- вым существам материального мира, и утвердиться в чистом сознании, а это означает - обрести мукти. Обладать чистым сознанием – значит действо- вать в соответствии с наставлениями Господа (Кришны). Таким образом, важно не само действие, а сознание, с которым оно выполняется. В комментариях к «Бхагават-гите» Шрила Прабхупада пишет, что бо- жественным (очищенным) сознани- ем обладает только тот, кто считает, что вся его деятельность должна быть направлена на удовлетворение Кришны. Поступки такого человека не являются материальными и, сле- довательно, не влекут за собой кар- мических последствий. Тот, кто целиком и полностью посвятил себя деятельности в со- знании Кришны, освобождается от любых долгов и обязательств, от пут действий и их последствий, которые обычно сковывают людей. Человек, обладающий сознанием Кришны, не привязан к плодам своего труда, он действует исключительно ради Кришны, поэтому деятельность его не имеет кармических последствий. Такая деятельность называется акар- ма. А деятельность, которая совер- Бхактиведанта Свами Праб- хупада А.Ч. Бхагават-гита как она есть. С. 25 12 Бхактиведанта Свами Праб- хупада А.Ч. Еще один шанс: пер. с англ. / Бхактиведанта Свами Прабхупада. – М.: The Bhaktivedanta Book Trust, 2003. С.19 13 Бхактиведанта Свами Праб- хупада А.Ч. Бхагават-гита как она есть. С. 27 14 74

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2