Прогрессивный журнал Генезис
ва бывает воля, такое деяние и дела- ет; какое деяние делает, такого удела и достигает» (III. 2. 13; IV. 4.5) 3 . Для того чтобы обеспечить бла- гоприятное перерождение, человек должен вести себя добродетельно (со- гласно закону дхармы), укреплять хо- рошие побуждения и сводить к мини- муму дурные, тогда после смерти его душа сможет возродиться в теле чело- века более высокого общественного статуса. Уклонение же от выполнения своей дхармы может привести к тому, что душа грешника возродится в теле- сной оболочке человека более низкой общественной категории, животно- го или даже насекомого: «Те, кто [от- личается] здесь благим поведением, быстро достигнут благого лона — лона брахмана, или лона кшатрия, или лона вайшьи. Те же, кто [отличается] дур- ным поведением, быстро достигнут дурного лона — лона собаки, или лона свиньи, или лона чандалы» (V. 10. 7) 4 . Карма выступает в качестве ин- струмента, сводящего все многооб- разие воспринимаемых человеком явлений к определенному единому принципу. Закон кармы, таким обра- зом, объясняет, почему космос устро- ен по иерархическому принципу, откуда берется неравенство раз- ных классов живых существ, почему в мире есть зло и страдание 5 . Таковы характерные особенно- сти закона кармы, присущие боль- шинству школ и учений индийской философии. Разногласия между ин- дийскими философскими школами встречаются по вопросу автономии закона причинно-следственной свя- зи: одни школы считают, что карма находится под руководством некого верховного существа, другие явля- ются сторонниками автономности кармы. Также встречаются и случаи полного или частичного отрицания категории «карма». Несмотря на то, что для большинства религиозно-фи- лософских школ Индии высшей цен- ностью было освобождение от дей- ствия закона кармы и прекращение перерождений, получили широкое распространение и представления о достаточности простого «улучше- ния» кармы 6 . В их рамках развивались идеи кармической действенности ри- туала и поклонения личному Богу. Первые попытки нового понима- ния кармы были предприняты в са- мой Индии. Эти изменения вековых традиций были связаны с реформа- торскими движениями, которые по- лучили название «неоиндуизм». Ин- дийцы, находящиеся под влиянием западной цивилизации, желали изба- вить древнюю религию от «устарев- ших» положений и «антигуманных» обычаев, вдохнуть в нее новую жизнь при помощи синтеза индийского и западного. Основной идеей неоин- дуизма стало стремление адаптиро- вать западно-христианские ценности для индийского общества, познако- мить Запад с индийской мудростью и представить ее как равноправную среди других культур. В духовной жизни Индии того времени перепле- тались ренессансные, реформацион- ные и просветительские тенденции 7 . В истории сложного и противоре- чивого развития неоиндуизма тради- ционно выделяют три этапа. Первый из них, продолжавшийся примерно до середины 1880-х гг., был просвети- тельским: ставил своей задачей пре- одоление отсталости страны, стрем- ление отойти от мифологического мышления, внести в религиозные установки «разумные основания», ра- товал за широкое народное просве- щение. На втором и третьем этапах неоиндуизма главной задачей стано- вится осмысление роли религии в со- временном обществе, происходит се- куляризация национальной религии, обращается особое внимание на до- стижения Запада, активно использу- ются различные понятия и установки западной культуры. Одним из наиболее ярких предста- вителей третьего этапа неоиндуизма Брихадараньяка-упанишада. Упанишады в 3-х книгах: пере- вод, предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. Кн.1. - М., 1992. – С. 100, 125. 3 Чхандогья-упанишада. Упа- нишады в 3-х книгах: перевод, предисл. и коммент. А.Я. Сыркина. Кн.3. - М., 1992. – С. 101. 4 Лысенко В.Г. Карма // Индий- ская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М., 2009. – С. 439. 5 Лысенко В.Г. Карма. // Индий- ская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М., 2009. – С. 446. 6 Скороходова Т.Г. Бенгальское Возрождение: историко-фи- лософский анализ: авторефе- рат дис. … д-ра филос. наук: 09.00.03 — история филосо- фии, 09.00.11 – социальная философия / Скороходова Татьяна Григорьевна. – СПб, 2009. – С. 6. 7 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2