Прогрессивный журнал Генезис
Представления Свами Прабхупады о карме как пример современного переосмысления традицион- ных религиозных категорий Головина М. А. - магистр религиоведения, преподаватель кафедры политических наук Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия Прошли те времена, когда слово «кар- ма» было известно лишь жителям Ин- дии. В современной культуре почти каждому знакомо это слово. Радио- и телепередачи, книги и статьи, «де- мотиваторы» в социальных сетях го- ворят нам о карме. Но в большинстве случаев наши современники име- ют весьма смутные представления о значении этого слова и не понимают, что оно изменялось со временем. Се- годня слово «карма» имеет множество значений. От традиционных, харак- терных для древней Индии, до совре- менных, созданных мыслителями ХХ века. Их знание необходимо как уче- ным, так и рядовым «потребителям» духовных услуг. Прежде всего, это ка- сается малоизученных современных значений слова «карма». Цель данной статьи — рассмотреть один из вари- антов современного понимания сло- ва «карма» – вариант, созданный из- вестным религиозным реформатором Свами Прабхупадой. В традиционных индийских ре- лигиях карма понимается как «есте- ственный» закон, который в ши- роком смысле «означает влияние совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на его последующую жизнь, а также ха- рактер будущего рождения» 1 . Учение о карме неразрывно связано, с одной стороны, с доктриной перерождения, реинкарнации, с другой—с идеей мо- рально-космического закона дхармы. Карма в традиционном понимании предполагает, что человек ответстве- нен за свои действия, способен давать им моральную оценку 2 . Закон кармы устанавливает причинно-следствен- ные связи между действиями и их по- следствиями. Земной мир, находясь под дей- ствием кармы, становится местом нравственного возмездия. Закон кар- мы обуславливает настоящее, а также и будущее положение человека в мире. Настоящая жизнь индивида является неизбежным следствием его деяний в прошлых существованиях, а пове- дение, образ жизни, любой поступок человека в настоящей жизни опре- деляют его будущее. Следовательно, с точки зрения кармы, нет ничего не- известного или случайного в мораль- ном мире. Согласно классической формуле кармы, «поистине, [человек] становится добрым от доброго дея- ния, дурным—от дурного» и, еще точ- нее, «как кто действует, как кто ведет себя, таким он бывает. Каково бывает желание, такова бывает воля; како- Лысенко В.Г. Карма // Индий- ская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. – М., 2009. – С. 438. 1 Там же. – С. 439. 2 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2