Прогрессивный журнал Генезис
мен «мистицизма»), творчески разра- батывая психологическое объяснение (с учетом обязательных для марк- сизма социальных факторов). Но в результате он лишь показыва- ет принципиальную ограниченность психологического объяснения ре- лигиозных феноменов, прекрасно описанную в свое время еще М. Бу- бером в его «Ответе на возражение К. Г. Юнга». М. Бубер, апеллируя к ло- гике и призывая быть рациональны- ми, напоминает Юнгу (и, в его лице, любому психологу и просто мысли- телю, исследующему, как В. С. Поли- карпов, психику человека для объ- яснения каких-либо непсихических феноменов) что попытки, находясь на «почве психологии», решать, ка- ким «психическим высказываниям» соответствует некоторая «внепси- хическая действительность», а ка- ким — нет, не входит в компетенцию психологии. Психологу как таковому, то есть как представителю науки пси- хологии, «не позволено объявлять, что существует и что не существу- ет за пределами психического, как и высказываться о том, существу- ют ли исходящие из какого-либо иного места [то есть не из психи- ки – С. Л.] воздействия» 19 , например божественное откровение. В самом деле, психолог изучает психику че- ловека, но не окружающий ее мир во всей полноте его проявлений, иначе психолог должен бы быть одновре- менно и физиком, и химиком, и био- логом, и историком и богословом, что вряд ли возможно. В конце концов, о том, что Солнце существует, а веч- ный двигатель — не существует, мы знаем вовсе не по причине того, что это доказала психология. Таким же образом психология не может предоставить доказательств суще- ствования или не существования феноменов области «религиозного». Попытавшись «сделать это, она на- дорвется, надсадится» 20 . Но вполне возможно феноменологическое ис- следование области «религиозного», что также немаловажно. Как положи- тельный момент необходимо отме- тить, что в книге В. С. Поликарпова имеются примеры феноменологиче- ского подхода и именно они состав- ляют наиболее удачную ее часть, не теряющую актуальности и в настоя- щее время. Бубер М. Ответ на возраже- ние К.Г. Юнга // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 418. 19 Там же. С. 419. 20 • Бубер М. Ответ на возражение К.Г. Юнга // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. • Григорий Богослов, свт. Слово 28, О богословии второе // Гри- горий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. • Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в ХХ веке. М.: Мысль, 1990. 69 Список использованной литературы:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2