Прогрессивный журнал Генезис
Образ «мистицизма» в позд- несоветском философском дискурсе (на примере книги В. С. Поликарпова «Наука и мистицизм в XX веке») Логиновский С. С. - кандидат философских наук, преподаватель. Челябинск, Россия Позднесоветская эпоха (80-е годы ХХ века) — весьма примечательный феномен. С одной стороны продол- жала существовать монополия марк- систко-ленинского мировоззрения, обладавшего к рассматриваемому периоду четкой структурой с раз- вернутыми ответами на большин- ство мировоззренческих вопросов. С другой стороны стало возможным (чаще всего под видом критики) рас- смотрение проблем (даже использо- вание идей авторов, не стоящих на позициях марксизма-ленинизма) 1 , которые ранее считались не заслужи- вающими внимания. Одной из таких проблем стала область «религиозно- го», к которой помимо собственно религии можно отнести оккультные (эзотерические) доктрины и практи- ки. В 80-е годы выходит сравнительно много интересных исследований по- священных не только истории рели- гии, но и современной религиозной ситуации. Среди них нужно отметить работы Е. Г. Балагушкина («Критика современных нетрадиционных ре- лигий. Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада», 1984), И. Р. Гри- гулевича («Пророки «новой истины». Очерки о культах и суевериях совре- менного капиталистического мира», 1983), П. С. Гуревича («Возрожден ли мистицизм?», 1984; «Нетради- ционные религии на Западе и вос- точные религиозные культы», 1985), Л.Н.Митрохина («Религиозные «куль- ты» в США», 1984; «Религии «Нового света»», 1985), Р. Б. Рыбакова («Буржу- азная реформация индуизма», 1981), А. А. Ткачевой («Индуистские мисти- ческие организации и диалог куль- тур», 1989; ««Новые религии» Восто- ка», 1991), Г. М. Филист («Урбанизация и сектантство», 1986). Одной из последних работ подоб- ного рода является вышедшая в 1990 году в издательстве «Мысль» работа Виталия Семеновича Поликарпова «Наука и мистицизм в ХХ веке». Это одна из немногих работ, где рассмо- трение области «религиозного» про- исходит с использованием в качестве главного понятия «мистицизм». По- добная установка не позволяет ав- тору ограничиться простым исполь- зованием данного понятия с опорой на общепринятые, всегда неопреде- ленные представления о нем. Выно- ся в заголовок книги именно поня- тие «мистицизм» В. С. Поликарпов вынужден предпринять определен- ную концептуализацию проблемного поля, связанного с ним. В результате Например, В.С. Поликарпов ссылается на дореволюцион- ного автора А. Вертеловского, в 1888 году издавшего работу, посвященную западноевропей- ской средневековой мистике, а также на современных за- падных авторов (в частности на К.Г. Юнга, учение которого об архетипах он достаточ- но активно использует, см.: Поликарпов В.С. Наука и ми- стицизм в ХХ веке. М.: Мысль, 1990. С.35.) 1 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2