Прогрессивный журнал Генезис
советует подвергать обсуждению ка- ждую сомнительную мысль, заменяя ее на чистую и добрую. Необходимо постоянное наблюдение за собой (для сравнения, в христианской аскезе — требование внимания к себе) 24 . Сто- ик Эпиктет, будучи современником поздних евангелистов, «…подошел так близко к новому взгляду на мир и человека в мире, принесенному христианством, как это только было возможно для человека иного миро- воззрения» 25 . Еще одним представит- пелм стоцицизма, Марком Аврелием, философствование определяется как оберегание внутреннего гения от по- ношения и изъяна 26 . Для этого необ- ходимо сосредоточение человека на самом себе. Человек, в особенности во внутренней жизни души, должен жить в общении с богами 27 . В христианстве (равно как и дру- гих мировых религиях) был поднят вопрос о спасении человека, обще- ства, культуры. Вплоть до Просве- щения целью и смыслом жизни, пи- шет А.Г. Погоняйло, «…могло быть что угодно, но только не культура как способ упорядочения лишен- ной разума природы в человеческий мир. … Целью и смыслом жизни было осознание своей причастности Первоначалу и тем самым подлин- ное причащение ему(спасение)(оно вполне могло быть «секулярным», как у стоиков)» 28 . В традиции христиан- ства самым непосредственным обра- зом, испытанным в духовном опыте сотен подвижников, был разработан и выверен, до мельчайших конкрет- ных деталей, опыт спасения души (см. например, об этом в «Добротолю- бии», творениях свв. отцов Василия Великого, Григория Богослова, Григо- рия Нисского, прпп. Ефрема Сирина, Симеона Нового, Иоанна Лествични- ка, свтт. Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова и многих других тек- стах). К необходимых условиям спасе- ния в христианстве относится добро- делание. 29 Тождественными являются понятия Высшего Блага и добродете- ли; сущность вечной жизни определя- ется как действительное переживание личностью Божественного добра 30 . Причем обретение вечной жизни во- все не предполагает перехода из одно- го рода бытия в другой, а определен- ное духовное расположение. «Вечная жизнь, — писал Патриарх Сергий, – не получается, а постепенно растет в че- ловеке» 31 . Спасение является избав- лением человека от греха, проклятия исмерти;смыслспасения–вдаровании ему вечной святой жизни в общении с Богом 32 . Спасение рассматривается не только как цель, но и состояние, процесс (см. работу Михаила (Мудью- гина),архиеп., о православном уче- нии о личном спасении). Уклонение от зла и творения блага — два со- ставных этапа последнего; сочине- ние Агапия (Ландоса), инока о том, как спастись и другие). Таким обра- зом, сравнение философских и хри- стианских текстов о спасении об- наруживает единство тем, сюжетов, терминологическое, содержатель- ное сходство. Последнее может быть в перспективе развернуто в целост- ную картину, представляющую ду- ховно-нравственные поиски чело- вечества в контексте интегральных духовно-когнитивных императивов культуры. Полагаем, что дальнейшее развитие обозначенной темы мо- жет быть развернуто во всесторон- нем исследовании темы «Античность и христианство как медиаторы совре- менной культуры». Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврели- я:Сочинения. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1999. – С. 649. 24 Беседы Эпиктета.М.: Ладо- мир, 1997. – С. 36. 25 Марк Аврелий. Размышления, Санкт-Петербург:Кристалл, 2001. – С. 19. 26 Там же. – С. 50 27 Погоняйло А. Г. Апостол Павел и проблемы культурологии // Вестник РХГА. 2007. –№8(2). – С. 65. 28 Сергий Страгородский, архиеп. Православное учение о Спасе- нии. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – С. 70. 29 Там же. – С. 137. 30 Там же. – С. 140. 31 Там же. – С. 180, 196. 32 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2