Прогрессивный журнал Генезис

Пифогорейцы принимали учение о бессмертности души. Согласно Пи- фагору, именно благодаря уму, спо- собному знать вечную неизменную истину, душа (созерцая истину), «… очищается и возвращается в свое бо- гоподобное состояние» 1 . Греческий термин «совесть» использовался Де- мокритом 2 . Душа является «сознаю- щим я», совестью и интелектуальной личностью 3 . В достижении спасения, в отме- ченным выше, духовном смысле, важ- на установка субъекта, обращенность к трансцендентному (обращение, — мефбуфспцЮ). «Согласно Платону, — пишут Дж. Реале и Д. Антисери, — об- ращение души от мира чувственного к миру умопостигаемому, к Идее Бла- га, происходит в процессе познания, философского воспитания. Обраще- ниеестьсвоегородаэтическийэффект познания, когда взор устремляется к божественному» 4 . Духовно-ми- стические аспекты понимания со- зерцания в философии Платона си- стематизированы в работе А. —Ж. Фестюжера 5 . Очищение (кЬибсуйт) субъекта является центральной темой в диалоге «Федон» 6 . В нем говорится о необходимости «очистить» душу от тела, как условии созерцания, о том, что счастье мудреца — в видении эйдосов, родственных очищенной душе 7 . Философия является заботой о душе (что состоитв отстранениидуши оттела).Отстранениетакого рода спо- собствует достижению сосредоточе- ния души на самой себе. В состоянии сосредоточенности душа «…встреча- ет бытие само по себе и его видит» 8 . Философская жизнь, благодаря этому, отмечает Фестюжер, тем самым тож- дественна созерцанию божествен- ного, «…которому сродни душа, и … душа завершает свой путь и обрета- ет совершенство и бессмертие» 9 . Че- ловеческие существа, не сумевшие освободиться от страстей и привя- занностей, от тела, в посмертном бытии испытывают тоску по своему материальному «носителю». Вскоре, пишет А. —Ж. Фестюжер, «…они вы- биваются из сил, теряют к нему ин- терес и соединяются с новой формой, правда, уже с формой животного» 10 . В концепции очищения достигается новое, философское представление о добродетели 11 . Нравственные до- бродетели в платоновском пони- мании аскезы подчинены здраво- мыслию (цсунзуйт), родственному сущности ума 12 . В античной философии проблема спасения рассматривалась в стоициз- ме, философии с преимущественно духовно-практической направлен- ностью 13 . В «Нравственных письмах к Луциллию» философ пишет, как о важной задаче, необходимости «от- воевывания» человеком себя для себя самого 14 . Благо в философии стоиков понимается, как преимущественно умопостигаемое 15 .Мудрец-стоик дол- жен сохранять невозмутимость, даже в случае ухода из жизни 16 . «Неизбеж- ное нужно принимать равнодушно» 17 . Умеренности во всем способствуют непрестанные мысли о неизбежно- сти смертного часа 18 . В то же время философия требует умеренности, а не пытки 19 . Философия предполагает не только знание, но и преобразование, в соответствии с выученным, души 20 . В особенности сходны с хри- стианством рассуждения о спасе- нии стоика Эпиктета. В сочинении «В чем наше благо?», обращаясь к другу, вернувшемуся к развратной жизни, философ пишет: «Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя… Опомнись и спаси свою душу!» 21 . Началом всех начал является Бог, от Которого все зависит. В связи с этим Эпиктет исключает страх перед будущим, недовольство человека судьбой 22 . В качестве спосо- ба борьбы с порочными желаниями Эпиктет рассматривает борьбу с по- мыслами. Описание последней весь- ма близко к методикам христианской аскетики 23 . Так, например, Эпиктет Армстронг А.Х. Истоки хри- стианского богословия. Введе- ние в античную философию. Пер. с англ. В.А. Самойлова. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. – С. 13. 1 Марк Аврелий. Размышления, Санкт-Петербург:Кристалл, 2001. – С. 114. 2 Реале Дж., Антисери Д. Запад- ная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. СПб:Петрополис, 1994. – С. 65. 3 Реале Дж., Антисери Д. Запад- ная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность. СПб:Петрополис, 1994. – С. 276. 4 Фестюжер А.–Ф. Созерцание и созерцательная жизнь по Платону / А. –Ж. Фестюжьер. – СПб: Наука, 2009. 5 Там же. – С. 130. 6 Там же. – С. 131. 7 Там же. – С. 132. 8 Там же. 9 Там же. – С. 133. 10 Там же. 11 Там же. – С. 147. 12 Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврели- я:Сочинения. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1999. – С. 3. 13 Там же. – С. 381. 14 Там же. – С. 619. 15 Там же. – С. 554. 16 Там же. – С. 572. 17 Там же. – С. 596. 18 Древнеримская философия. От Эпиктета до Марка Аврели- я:Сочинения. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1999. – С. 387. 19 Там же. – С. 563. 20 Там же. – С. 625-626. 21 Там же. – С. 627. 22 Как бороться с помыслами:Из- ложение учения святых Отцов Православной Церкви. –М.: Православный Приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы(Издательство Се- стричества во имя святителя Игнатия Ставропольского), 2011. 23 58

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2