Прогрессивный журнал Генезис
Так, по материалам архивов выпу- сков газеты «Челябинский рабочий» за 1990-1991 гг. только в Челябинск приезжали такие экстрасенсы как: Юрий Перепилицин 2 и Юрий Лонго 3 , обещавшие научить предсказывать собственную судьбу от несчастных случаев, избавить от головной боли, стресса, сглаза, опухолей, порчи, шра- мов, язв и др., а также предлагающие услуги исцеления по фотографиям, активизацию биополя, биоиммуни- тета, создания экрана от несчастного случая; астролог Тамара Глоба 4 с лек- циями о будущем России, оказываю- щая индивидуальные консультации по предсказанию будущего и состав- лению личного гороскопа; целители Вячеслав и Тамара Ланьковы, 5 обе- щавшие исцеление от онкологиче- ских заболеваний за 45 минут, путем проведения энергетических опера- ций и многие другие. Экстрасенсы низшего — «бытово- го» уровня, предлагали свои услуги в отдельных рубриках с объявлени- ями, где за определенную плату (на- пример, заговор на приворот сто- ил 7 рублей, от сглаза — 15 рублей, от блуда – 10 рублей) 6 обещали вы- слать нужный заговор. Для связи «предприниматели» использовали почту (письмом высылается квитан- ция об оплате и чистый конверт для ответного письма), таким образом, исключая личные встречи. Развивалась и скрытая реклама духовных услуг, например, в ежене- дельных интервью с популярными экстрасенсами, астрологами, целите- лями внимание читателей специаль- но акцентировалось не на «мирских» историях из жизни «эзотериков», а на их сверхспособностях: умении исследовать внутренние органы без рентгена, видении прошлого и буду- щего пациентов, способности обуче- нию ясновидению других, раскрытия резервов человеческого сознания (М.Ю. Перепилицын), отдельно отме- чались такие качества, как наличие таланта «от Бога» и «благословения» от великих духовных учителей Джуны или Ванги (М. Стефания 7 ) и др. Ча- сто данные интервью подкреплялись позитивными отзывами от исцелив- шихся «клиентов». Другим видом рекламы эзотери- ческих предпринимателей в СМИ становилась организация телесеан- сов. Так, с 1990 г. в Челябинске на Пе- тербургском канале ТТЦ «Лира» были организованы воскресные лечебные сеансы с докторомА. Кашпировским. 8 Таким образом, телевидение с одной стороны становилось как рекламной площадкой и популяризатором эзо- терических услуг, так и площадкой для их реализации. Эзотерический маркетинг так- же использовал методы укрепления собственной репутации, например, взаимодействие с представителями традиционной медицины, а именно проведение сеансов на площадках городских больницах (Ю. Малынев, И. Кривопалов), участие в меди- цинских конференциях (А. Кашпи- ровский участвовал в конференции врачей в 1995 г. в Магнитогорске) и др. Личная репутация «эзотери- ков» укреплялась и за счет грамот- но продуманной благотворительной деятельности. Например, в 1994 г. Светлана Азимова 9 сообщила, что проводит целительные (космоэнер- гетические практики, продажа заря- женных фотографий, амулетов, трав) сеансы от благотворительной орга- низации «Милосердие и здоровье» и деньги от сеансов будут идти в дет- ские дома и на благотворительность. Также к благотворительной практике экстрасенсов можно отнести и про- ведение первого бесплатного сеанса. Обычно такие объявления содержали фразы: «по многочисленным прось- бам», «бесплатно», «эффективно». Например, в апреле 1996 г. появля- ется отдельное объявление о гастро- лях провидицы Рады. Во время своих «сеансов-беседах» провидица обе- Павлова З. Любите друг друга// Челябинский рабочий. 1990. №166-167. С.16. 2 Садчикова Л. Визит к колдуну Юрию Лонго.//Челябинский рабочий.1991.№124.С.4. 3 Садчиков Л. Конце света отменяется.//Челябинский рабочий. 1991.№126.С.16. 4 Конавалова И. «Двое»//Челя- бинский рабочий. 1992.№200. 5 Объявления.//Челябинский рабочий.1992.№17. 6 Гордон Д. «Против дьявола с молитвою».//Челябинский рабочий.1992.№6. С.3. 7 Телепрограмма: ТТЦ «Лира» - 22:10 Встречи с доктором Кашпировским.//Челябинский рабочий. 1990. №206, 212, 218 и др. 8 Рекламное бюро «ЧР»: Светла- на Азимова «Я вам помогу!».// Челябинский рабочий. 1994. №53. С. 7. 9 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2