Прогрессивный журнал Генезис
Квазидуховность в современной культуре: экономика эзотерического Многообразие духовных течений, возникших на территории постсовет- ского пространства в конце ХХ века, обусловило формирование «конку- рентной среды» между ними (в терми- нах концепции «религиозного рынка» П. Бергера). Открытая борьба за «свое- го клиента» вылилась в использование современных маркетинговых техно- логий, направленных как на создание позитивного имиджа самих органи- заций, так и на развитие их духовных предложений. Таким образом, религи- озные организации (в данной статье мы рассматриваем организации эзоте- рической направленности) трансфор- мируются в экономические фирмы, предоставляющие духовные услуги (магические обряды, астрологические прогнозы и др.), а единичные предста- вители данных течений становятся ин- дивидуальными предпринимателями. В России эзотерический рынок на- чал свое развитие в начале 90-х годов. В это время эзотерические фирмы и индивидуальные предприниматели активно предлагают услуги бескон- тактного (путем космо-, биоэнергети- ки) воздействия на организм человека с целью лечения, омоложения, чистки энергетики, снятия порчи, развивают- ся астрологические услуги, становятся популярными сеансы массового гип- ноза и др. Рассмотрим экономическую трансформацию эзотерического рын- ка на примере Челябинской области. На начало 90-х годов эзотериче- ские услуги как в области, так и по России в целом, распространялись через центры нетрадиционной ме- дицины и эзотерики, служившие базовой площадкой для массовых встреч (проведения целительных сеансов или сеансов избавлений от зависимостей) и индивидуальных консультаций с экстрасенсами, цели- телямиипарапсихологами.Например, на период 1990-1997 гг. в Челябин- ской области функционировали такие организации, как эксперименталь- но-оздоровительный центр «Аль- тернатива» при райкоме ЧТЗ КПСС (1990 г.), научно-исследовательский центр «Натуропатия» (1991 г.), оз- доровительный центр «Соломинка» (1991 г.), Уральский центр традици- онной и альтернативной медицины (с 1992 г., организован при городской больнице №4), астрологическая шко- ла П. Глобы 1 (с 1993 г.), центр под- держки А. Кашпировского «Надежда» (1994 г., Магнитогорск), астрологиче- ский клуб знакомств «Искра» (1996 г.) и др. Активно развивалась реклама эзо- терических услуг. Например, эзоте- рики «высокого уровня» активно ре- кламировали себя в СМИ, например, в виде громких заголовков с прямы- ми приглашениями на гастроли уже известных на тот момент и только начинающих «предпринимателей». Объявление «Школа Глобы»// Челябинский рабочий. 1992. №5. С.4. 1 Щетинина Е. В. — религиовед, аспирант кафедры философских наук Челябинской государственной акаде- мии культуры и искусств, главный специалист МКУ «Центр народного единства», Челябинск, Россия 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2