Прогрессивный журнал Генезис

Платон в «Законах» понимал игру как инструмент образования и со- блюдения божественной законности, как то, что нельзя подвергать чрез- мерным изменениям. Иначе, если игра будет подвергаться постоянным изменениям, то важность и посто- янство законов в обиходе тоже будут ставиться под сомнение 4 . В некоторых же современных играх, подражаю- щих действительности, царит анархия и аномия 5 . Эти игры демонстрируют всевозможные случаи девиантного и делинквентного поведения персо- нажей. Более того, субъект, погружаясь в виртуальную реальность игры, лич- но может стать нарушителем вирту- ального «закона». Согласно мнению М. Н. Эпштейна, игра, суть которой глубока и много- образно проявляется, прочно связана с литературой и сценической дея- тельностью. Философ указывает на «срединность» игры: Бог и простей- шие организмы не играют, играют высшие животные и человек — наи- более изощренный в этой деятельно- сти. В игре, полагает М. Н. Эпштейн, осуществляется переворот законов «серьезного» мира 6 . Искусство, в этой связи, тоже переворачивает законы, работает с тканью бытия, рекомби- нирует ее нити, разрезает и перекра- ивает эту ткань. Игра и искусство, как известно, имеют органичную связь. Вопрос заключается в том, яв- ляется ли компьютерная игра произ- ведением искусства. На основании изложенного при- мечательно, что на данном этапе развития компьютерных игр доми- нируют два тренда: сближение игры с искусством, выражающееся в со- держательном изменении и спосо- бах подачи игрового мира игроку (сближение игры и кино, драматич- ность сюжета, возможность для игро- ка стать творцом мира, участником события и т. д.), а также стремление к реализму, усиление миметических характеристик игры, выражающееся в качестве визуальной стороны игр, в уровне их графики и разрешении, иногда и в игровой механике и game play. Первый тренд представляет собой серьезный предмет для научных дис- куссий, в результате которых иссле- дователи все чаще признают возмож- ным отнести компьютерные игры к искусству. «… ничто не препятству- ет превращению компьютерной игры в т. н. высокое искусство …» — счита- ют Л. А. Месеняшина и А. А. Селютин. 7 «Компьютерные игры — не только развлечение, предназначенное для увеселения масс, но и искусство – са- мое новое, молодое и бурно развива- ющееся», — полагает О. С. Потапова 8 . На разработку некоторых игр даже выделяются гранты. Соотношение игры и искусства столь же сложно, как и соотношение, к примеру, игры и труда. Труд всегда противопоставлялся игре, а компью- терной игре в особенности. Однако в некоторых случаях происходит об- ратное: игры и труд взаимодоплняют друг-друга, в некотором смысле игра становится трудом. Аналогично соот- носятся игры и искусство. Точка зрения об игре как искусстве также имеет место быть в работах за- рубежных исследователей. Например, Тиффани Холмс (доктор философии, современный художник, США) писала о том, что компьютерная игра подоб- на «романной истории», имеющей за- вязку, развязку и кульминационные моменты 9 . Д. Шарп (изучает связь игр и обучения в школе искусств, медиа и технологий в Parsons The New School for Design (США)). Его исследования направлены на гейм-дизайн учебных программ, видеоигр, эстетики, исто- рии игры, и ранней истории компью- терных и видеоигр. Д. Шарп утверж- дал, что многие художественные приемы, используемые при создании компьютерной игры сопоставимы с художественными приемами созда- ния кинофильма или картины 10 . Платон. Законы / Платон. – М.: Мысль, 1999. 4 Черны, И. Игра как искусство и искусство как игра [Текст] // Спорт, духовные ценности, культура. – М. – 1997. – Вып. 5. – С. 50-63 5 Эпштейн, М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX – XX веков // http://www.booksite.ru/localtxt/ epsh/tein/epshtein_m/parad_nov 6 Месеняшина, Л. А., Селютин, А. А. Компьютерная игра: аттракцион? Искусство? // Знак: проблемное поле медиа- образования. – 2011. – Т. 1. - № 7. – С. 82-86. 7 Потапова, О. С. Компьютер- ная игра в пространстве культуры [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4. С. 349-353. – С. 353 8 Holmes, Tiffany. Arcade Classics Spawn Art? Current Trends in the Art Game Genre [Элек- тронный ресурс] / URL.: http:// hypertext.rmit.edu.au/dac/ papers/Holmes.pdf (дата обра- щения: 23.08.2014 9 Sharp, John. A curiously short history of game art / URL.: http://dl.acm.org/citation.cfm? id=2282348&dl=ACM&coll=D L&CFID=411134845&CFTOK EN=71423544 (дата обраще- ния: 23.08.2014) 10 42

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2