Прогрессивный журнал Генезис
ние», произнесенной в октябре 2001 года, нескольким вышедшим позже его статьям и ряду ответных статей Й. Ратцингера 16 . На сегодняшний день тема пост- секулярного активно дискутируется в работах таких авторов как С. Дю- ринг, Х. Казанова, Г. Макленон, М. Ратти, Ч. Тейлор и др., среди оте- чественных авторов А. И. Кырлежов, Д. А. Узланер, С. С. Хорунжий и др., и включает предметные области со- циологии, политической теории, ре- лигиоведения, литературоведения, искусствоведения и других областей гуманитарного знания. О росте ин- тереса свидетельствует и статистика: в 2004 году Google выдавал на слово Post-Secular всего несколько тысяч ссылок, то в 2012-м — уже почти 70 млн 17 ; в диссертационных исследо- ваниях термин «постсекулярность» упоминается с 2008 года и на сегод- няшний день число исследований с упоминанием данного термина со- ставляет порядка 40. Близкой, но не тождественной концепции постсе- куляризма является концепция десе- куляризации, развиваемая в работах П. Бергера, В. Карпова и др. Социокультурные трансформации постсекулярной эпохи характеризу- ются такими чертами как развитие новых внеинституциональных форм религиозных организаций (религия становится местом «малых расска- зов» в смысле Ж.-Ф. Лиотара), возврат религии в информационное поле и общественную жизнь, активное влияние религии на политическую жизнь. При этом религиозное простран- ство усложняет и фрагментируется, а сами религии приобретают при- чудливые формы коммерческих корпораций. Антропологические изменения, происходящие в постсекулярную эпоху, во-первых, с разрушени- ем ряда устойчивых детерминант существования модерного человека (стремление к одномерно понятому прогрессу, твердое основание жиз- недеятельности в устойчивой эко- номической сфере, ориентация на «большие рассказы» идеологий и те- орий и пр.) в рамках постмодерной трансгрессии, во-вторых, с изощ- ренным возвратом в жизнь человека ряда феноменов, которые отрицались модерном, в том числе религии. Человек переходит на потребитель- ское отношение к религии (религия становится рыночным продуктом); происходит трансформация форм религиозного в направлении упро- щения, эклектичности, нецельности; религиозная жизнь человека ста- новится элементом системы моды; религия обретает симулятивный и практико-ориентированный харак- тер, теряя сакральные смыслы. Если постколониализм был ту- пиковой попыткой продолжения постмодернистского движения че- рез развитие идеи и практики ина- ковости, то постсекулярность явля- ется значительно более сложным и противоречивым явлением. С од- ной стороны, конечно, чужд идее Бога ивключаетеевединыйкомплексотри- цаемыхметафизическихконструкций онто-тео-телео-фалло-фоно-ло- го-центризма 18 . С другой стороны, секулярность является чисто модер- нистской тенденцией, а модерн с его установками есть то, что постмодерн стремится преодалеть. Результатом является постсекулярность — особое состояние, в котором религия воз- вращается и уже не в центристких, но ацентристских формах. Постсе- кулряностьэторелигиозноепростран- ство не только после «смерти Бога», но и после «смерти человека». Чем продолжатся эти тенденции – возникнет ли на месте бесчисленного множества фрагментарных религий новая мировая религия, претендую- щая на глобальность или постсеку- лярность окажется таким же тупи- ковым развитием постмодернизма, Хотя, разумеется, пробле- ма религии представлена в работах постмодернистов по-разному, см. об этом: Тор- бург, М. Р. Проблемы религии в постмодернистской филосо- фии: Дисс. ... канд. филос. наук. - М.: МГУ, 2002. 18 Узланер, Д. А. Картография постсекулярного // Отече- ственные записки. – 2013. –№ 1 (52). – С. 178. 17 39 Впоследствии заочная дис- куссия между Ю. Хабермас- сом и Й. Ратцингером была отдельно издана – Habermas, J. The Dialectics of Secularization / J. Habermas, J. Ratzinger. - San Francisco: Ignatius Press, 2007. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2