Прогрессивный журнал Генезис

Если постмодернизм связан с са- мыми широкими трансформациями во всех сферах человеческого суще- ствования, то постколониализм— это в первую очередь состояние интел- лектуального пространства и лишь во вторую—изменения в других сферах, связанные с тенденциями к усиле- нию неевропейских культур и соот- ветствующее смещение европоцен- тристских оснований в экономике, политике, культуре и социальности. Одним из конкретных проявлений постколониализма является усили- вающееся влияние исламского мира не только в мире в целом, но и внутри Европы. Постколониализм связан с поис- ком инакового и стремлением сво- еобразно преодолеть через это по- стмодернизм, который несмотря на весь свой критицизм сохранял ев- ропоцентристскость. Постколониа- лизм явил собой желание не просто говорить о другом (и тем самым пре- одолеть европоцентризм изнутри), но дать этому другому голос, позво- лить ему выступить со всей силой своей самобытности и тем самым представить радикальную альтерна- тиву европейскому дискурсу и евро- пейской культуре. Постколониализм, как и постмо- дернизм имеет тенденцию к отказу от представления о наличии некой все- общей истории, развертывающейся линейно. При этом постколониализм отличается от постмодернизма особого рода реисторизацией — развертыва- нием альтернативной истории само- бытности неевропейских культур. Так Л. Ганди пишет о том, что постколони- ализм это интеллектуальное сопротив- ление одному из главных последствий колонизации мифологизирующему забвению прошлого. «Возвращение к колониальным переживаниям разо- блачает отношения взаимодополни- тельного антагонизма и взаимного же- лания, которые [в прошлом связывали] колонизатора и колонизируемого» 14 . Несмотря на масштабность пост- колониального проекта ему суждено очень быстро сойти на нет. Ему не удалось в полной мере выйти за пре- делы постмодернизма и постколони- альность как в плане социкультурных изменений так и плане интеллекту- ального дискурса осталась лишь неу- дачной попыткой продолжения пост- модерна вне постмодерна. Следующий период развития со- временности связан с развитием процессов и соответствующих теорий постсекулярности. «Постсекулярная эпоха представ- ляет собой новый этап развития об- щества, характеризующийся карди- нальным изменением аксиоматики культуры, связанным с актуализаци- ей ее сакральных оснований. В пост- секулярном обществе религии вновь начинают занимать значительное по- ложение. Постсекулярный мир можно определить как новое пространство, в котором уже не действуют преж- ние правила модерна, в том числе в связи с окончанием доминирова- ния секулярных идеологий XX в., трансформацией религиозности и ее упрощением до образа жизни, а так- же заменой антирелигиозной свет- скости конструктивной» 15 . Концепция постсекуляризма фик- сирующая новый этап развития об- щества и культуры, связанный со сво- еобразным «возращением» религии и провалом модернисткого проекта «секуляризации» является одной из наиболее быстро развивающихся и дискуссионных разработок по- следних десятилетий. Некоторый ис- следователи (В. Н. Фурс) рассматри- вают постсекуляризм, как «третий этап постмодернизма» (первый этап — «классический» постмодернизм (Ж.Лиотара, Ж. Бодрийяра и др.), второй этап – концепция постколо- ниализма (Э. Саид, Г. Спивак и др). Начало развития концепции по- стсекуляризма принято относить к речи Ю. Хабермаса «Вера и зна- Минчинко,Т. П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: Дисс. ... докт. филос. наук. – Томск: НИТГУ, 2011. - С. 17 15 Gandhi, L. Postcolonial Theory: A Critical Introduction / L. Gandhi. - New York: Columbia University Press, 1998. - P. 4. 14 38

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2