Прогрессивный журнал Генезис
ких революционных реальных дости- жений. По сути, экономика умерла как прогрессивное производство и стала лишь воспроизводством, в ко- торомнетникакихреальныхдостиже- ний и это серьезный показатель фун- даментальности изменений общества в эпоху постмодерна. Сначала на смену «донаучной» фазе развития промышленной систе- мы, для которой характерна макси- мальная эксплуатация рабочей силы, приходит фаза машинного воспро- изводства, преобладания основного капитала, где «овеществленный труд… выступает… не только в форме продукта или продукта, применяемо- го как средство труда, но в форме са- мой производительной силы»; сегод- ня же сам труд более не главенствует, на его место теперь поставлена ма- шина, превратившаяся в главный элемент производства, управляющий живым трудом, то есть произошло омертвление труда. Это омертвле- ние позволяет символизировать труд, сделать его знаком внести в него и внести его в симулятивно-инфор- мационные порядки; труд более не есть труд реальный, но труд зна- ковый. Это позволяет наблюдать та- кие бессмысленные, с точки зрения эпохи неомодерн, и тем более эпо- хи модерн, феномены, как выплата бонусов и повышение заработной платы топ-менеджерам, после того как их руководство приводит компа- нии на грань банкротство, это свиде- тельствует о независимости заработ- ной платы и самого труда от реальной экономики, подпавшей под власть знаковой экономики. Сегодня главное место занима- ет уже не производительный труд, а труд — услуга, представляющая со- бой всегда производство информации и информационный обмен, то есть по существу виртуальную, символьную, симулятивную экономику, экономику обращения знаков. Кроме того, само производство утрачивает свою пер- воочередную приоритетность, усту- пая ее потреблению. Современный мировой рынок перенасыщен всевоз- можными товарами, построенными по единым технологическим цепоч- кам и нормам, что позволяет гово- рить о том, что в экономике больше нет проблемы производства, но есть проблема потребления. Приобрести товар в условиях товарной идентич- ности возможно лишь при условии главенства знака, знака фирмы, уни- кального знака товара. Именно знак становится во главе локомотива эко- номики, именно он теперь обуслав- ливает ценность товара, как для про- изводителя, так и для потребителя. Экономика производительная отны- не становится экономикой потреби- тельной и экономически знаковой. Поддержанию данной ситуации слу- жит реклама делающая товар из оз- начаемого в означающее того образа, который она создает. Сами забастовки рабочих се- годня становится лишь способом производства информации, спосо- бом знакового производства. Равно и профсоюзы, окончательно узурпи- ровавшие предоставляемые им де- легированные полномочия более ни- кого не представляют, а единственно являются независимыми аппаратами либо аппаратами, слитыми с капи- талом. Профсоюзы, бывшие ранее означающими рабочих, как и другие означающие, вырвались из-под вла- сти означаемого, став независимыми знаками «представительства» и «де- легирования», которым рабочие бо- лее не доверяют, но на которые сами рабочие могут обмениваться как рав- ные знаки, что и происходит во вре- мя последних забастовок связанных с кризисом, начавшимся в 2008 году. В экономике происходит гипербо- лизация форм. Самодовлеющую и бо- лее того первостепенную значимость приобретают свободные фондовые биржи и глобальные валютные рын- ки. Они превращаются из придатка 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2