Прогрессивный журнал Генезис

все более подконтрольным прави- тельствам и капиталистам. Всюду в нормальный порядок жизни вхо- дит тотальный контроль характерный как для демократических, так и для то- талитарных режимов. Если взять под- нятый нами в первой главе момент природы казней индивидов позволя- ющий в качестве конкретного эмпи- рического фактора проследить проис- ходящие изменения, то определенно в эпоху неомодерна мы видим явные изменения: теперь гильотина отбро- шена,какнедостаточнобыстрыйимас- совыймеханизм,на смену ейприходят массовые расстрелы, газовые камеры и казнь с помощью ядерное оружие. Начало нового века стало началом следующей эпохи, в которой были построены радикально иные фило- софские теории. Эпоха неомодерна прошла под знаменем феномено- логии, экзистенциализма, неомар- кизма, философской антропологии и структурализма. Модерн с его константами (ли- нейный ускоряющийся технический прогресс, синтезированный и тех- ницизированный разум, описанная Э. Юнгером всеобщая идеологема ра- бочего, массовидная социальность) был своеобразным паровым котлом, разогревая который человечество намеревалось обрести невиданную ранее бытийную мощь. Однако этот котел не выдержал планомерного разогрева и его кипение вышло из- под контроля в виде революции и во- йны. Неомодерн (с его релятивизмом, коммутативностью, утилитаризмом и всеобщим контролем) был попыт- кой вновь овладеть этим котлом и поставить его мощь себе на служ- бу, однако и этот подход был обре- чен на провал. Порождением этих двух провалов и является в конеч- ном счете постмодерн — ситуация в которой, разорвавшийся котел более не служит человечеству, а разлившее- ся содержание этого котла грозит его поглотить. Впервые понятие «постмодерн» для характеристики новой глобаль- ной культурной эпохи употребил А. Тойнби в 1939 году и позднее тео- ретически раскрыл его в работе «По- стижение истории». Хотя отдельные употребления данного термина встре- чаются и раньше напр. в 1870 году Д. У. Чепмен употребил выражение «постмодернистский стиль живопи- си», затем данный термин использо- вал для описания изменения во взгля- дах и убеждениях Дж. М. Томпсон в своей статье в 1914 году; в 1917 году данный термин встречается у Р. Паннвица, он использует его для определения философски ориентиро- ванной культуры. Его идея постмодер- на была основана на идеях Ф. Ницше относительно кризиса современной эпохи. Постмодерный человек есть продукт этого кризис. В 1926 году Б. И. Белл использовал данный тер- мин в своей книге «Postmodernism & other Essays»; в 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноаме- риканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозна- чения реакции на модернизм, а в 1943 году его использует для обозначения новых форм литературы Х. Р. Хайс. После Тойнби термин постмодерн для характеристики нового состоя- ния человечества все чаще исполь- зуется в гуманитарном знании, так Ч. Р. Миллс и П. Дракер используют его в несколько измененном виде как post-modern order. Прочное вхож- дение в дискурс современного гу- манитарного знания представление о постмодерне обретает с конца 70-х годов XX века, когда выходят в свет работы, посвященные анализу ху- дожественных тенденций нового мира, такие как «Художественная культура: Эссе о постмодерне» (1977) Д. Дэвиса; «Язык архитектуры пост- модерна» (1977) Ч. Дженкса; «Куль- тура, неопределенность и имманент- ность: грани (постмодерного) века» И. Хасана; «После «Поминок»: Эссе 33

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2