Прогрессивный журнал Генезис

го распространения и потребления культурных артефактов. Этот про- цесс, начавшийся в 1798 году с пер- вых общественных промышленных выставок в Париже, затрагивает все позиции культурной сферы, включая и искусство, и науку. В сфере мироосознания стирают- ся традиционалистские установке по отношению к верховной власти и идеалом становится не монархиче- ский строй, а свободная республика. Природа-мать 3 в качестве великой первичной родительницы и величай- шего, а по сути, и единственного иде- ала уходит в прошлое, теперь ее место занимает культура, человек, разум, а, в конце концов, и господство чело- века над самой природой. В политической сфере постепенно уничтожается тот элемент абсолютной закрытости и тотального элитаризма, который создавался в ней веками. На- чинают развиваться массовые поли- тические движения, выливающиеся в институализированные рамки поли- тических партий, где любой простой человек есть политическая фигура, так зарождается массовая политика. По- являются первые устремления к демо- кратическому политическому строю свободному от монархического всев- ластия. Изменения усматриваются даже в таких сферах как казни людей: если раньше они носили медленный, нерационализированный характер, то теперь гильотина позволяет и в эту сферу принести великую силу модер- низации. Все эти процессы протекают син- хронно, что и позволяет говорить о том, что это не просто частные пе- реходы в отдельных сферах, а дей- ствительно переход в эпоху модерн, в эпоху нового мира 4 . Основными философскими системами этой эпо- хи стали марксизм, ницшеанство и фрейдизм. Эпоха неомодерна есть переход- ный период между обществом модер- на и обществом постмодерна, когда модернистские порядки уже отмира- ли, а постмодернистские еще только зарождались. В экономике этот период харак- теризуется ускоренным развитием промышленной техники, интенсифи- кацией производства. Для потребле- ния населению предлагают огромное множество промышленных товаров, среди которых новейшие технические изделия бытового назначения. Эпоха модерна в экономике — это эпоха ав- томобилей и авиационной техники, это эпоха межконтинентальных средств мгновенной коммуникации и все это создает совершенно новую систему экономических отношений. В культурной сфере царствуют не- омодернистское искусство, наступает золотая эра кино, а затем и телеви- денья, навязывающее односторонне подавляющее общение без возраже- ния, без дискурса. Новая наука, про- изведшая релятивистскую физику, интуиционистскую математику, рас- селовскую теорию типов, теорему о неполноте Геделя, пенициллин, ядер- ный реактор, кибернетику, философию Хайдеггера и многое другое, ставит под сомнения порядки эпохи модерн. В мироосознании людей властвует стремление к мнимому освобожде- нию секса, который никто и не думал освобождать, пытаясь обыденным отношением к нему нивелировать его роль, к эвдемонизму, к стабильности взамен свободы. В политике идет расцвет так назы- ваемых демократических и тотали- тарных режимов. Идеологизирован- ные партии, построенные на четкой классовой основе, уходят в прошлое, зарождаются партит нового типа, которые есть скорее партии утили- тарного характера различающиеся и ведущие борьбу не в идеологи- ческих порядках, а в порядках ре- шения конкретных практических проблем. Люди постепенно начи- нают утрачивать доверие к парти- ям и профессиональным союзам Термин Ж. Ж. Руссо, исполь- зованный в частности в XII книге его «Исповеди». 3 Иванов Д. Виртуализация общества. / Д. Иванов. – СПб.: Петербургское Востоковеде- ние, 2000. – С. 21-23 4 32

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2