Прогрессивный журнал Генезис

ну, которая не известна не входящим в его круг общения. Таков христиа- нин, который чувствует христианство мистической кастой, а себя считает одним из избранных, посвященных 37 . Привязанность человека к миру, его убежденность в том, что землю можно будет когда-нибудь превра- тить в рай с помощью политики, евгеники, науки, психологии и др., по мнению Льюиса, является весьма тревожным фактором. Подобная при- вязанность к миру опять же сопрово- ждается гордыней. Другая крайность: ненависть кмиру,котораязачастуюможетоправ- дываться тем, что ненависть эта не за себясамого,азаостальных(например, за невинных женщин и детей). Он ре- шит для себя, что «христианская вера должна прощать своим врагам, но не врагам ближнего» 38 . Если человек на- чинает ненавидеть тех, кого считает Божьими врагами, он начинает из- бегать их, осуждать, «думая, что он для них «слишком хорош» 39 . Такая ненависть вызывает страх и трусость, и чем сильнее страх, тем сильнее бу- дет и ненависть. Как отмечает Клайв Льюис: «ненависть — прекрасный наркотик против стыда» 40 . Множество грехов порождает та- кое качество человека как чувстви- тельность. Льюис считает, что такое качество каждый должен убивать всебевзародыше.Чувствительныйче- ловек при соприкосновении с миром, которого невозможно избежать, часто будет чувствовать себя непонятым, оскорбленным, обделенным и др.. На самом деле в такого человека уже закрались ростки зависти, досады, самолюбия. Человек в таком случае не осознает истинные мотивы своего чувства. Не только демоны являются ис- кусителями, искусителем может стать любой человек. «Если вы гру- бы с человеком, или высокомер- ны, или пренебрежительны, он обидится. Вы введете его в иску- шение» 41 . И если грех, родивший- ся из этой обиды, разрушит его, то человек автоматически сам стано- вится искусителем. Греховно поощрительное обще- ние с теми, кого можно назвать «вра- гами Бога», то есть с неверующими и находящими своего кумира в чем- то другом. Но такое поведение край- не распространено сейчас в обще- стве. Существует множество людей, которые считаются значимыми, зна- менитыми по какой-либо причине, не как не связанной со стремлением к Богу. Таковыми являются, на- пример, бизнесмены, политики, кинозвезды и т. п.. И с ними приня- то общаться «как ни в чем не бывало, приветливо, даже сердечно». «Люди стараются увидеть их. Люди покупа- ют газету подлеца и поддерживают тем самым ложь, наглость, обиды, грубости и непристойности, которые вроде бы не одобряют» 42 . Своим при- ятием всего этого они только поддер- живают и способствуют дальнейшему умножению грехов этих людей и их «поклонников» и «почитателей». Важно также отметить тот мо- мент, что Клайв Льюис считает «тре- вожным симптомом» неспособ- ность человека ко гневу, хотя сам по себе гнев есть один из смертных грехов. Отмечает Льюис такую раз- новидность гнева как негодование. Если человек совершенно нечувстви- телен к тому, что у многих других вы- звало бы оправданное негодование, тогда можно заключить, что у него нет никакого представления о добре и зле. Таким образом, негодование «показывает хотя бы, что человек не опустился ниже уровня, на кото- ром такое искушение (гнев — Е. П.) возможно» 43 . Из всего выше сказанного можно заключить, что христианство — един- ственная полная истина, по мнению К. С. Льюиса, а все теории якобы опровергающие его или уточняющие, при подробном рассмотрении ока- Там же. С. 24. 38 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 80. 39 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 25. 40 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 33. 41 Там же. С. 80-81. 42 Там же. С. 40. 43 Там же. С. 57. 37 27

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2