Прогрессивный журнал Генезис
на самом деле они еще очень далеки от того, чего от них хочет Бог. В дру- гих христианах рождается чувство ненависти ко всем другим верои- споведаниям, живой же веры в Бога в них практически не обнаруживает- ся. Часто у «верующих» людей рели- гия есть лишь лицемерие или попро- сту привычка. Именно для верующих наиболее велик соблазн подумать: «Я становлюсь набожней» или «...всех милосердней», что неминуемо при- водит именно к гордыне и эгоизму 29 . Все тот же Баламут говорит: «Изы- сканный цвет нечестия растет лишь под сенью святости. Нигде не пожи- наем мы столько, сколько на ступе- нях алтаря» 30 . «Низринутый святой, фарисей, инквизитор или колдун до- ставляют аду больше радости, чем та- кие заурядности, как тиран или раз- вратник» 31 . Некоторые люди, пытаясь выста- вить себя знатоками, поддерживают все возможные теории и идеи, даже те, которые противоречат друг дру- гу. При этом считают они себя мно- госторонними личностями, хотя на самом деле правильнее их назвать многоликими. Такой человек считает, что «мирские друзья затрагивают одну сторону его жизни, лавочник — другую, а он — совершенный, гар- моничный, сложный человек с более широким кругозором, чем все они» 32 . Такая позиция также вызывает само- довольство и себялюбие, хотя «зна- ток» этого и не замечает. Одним из искушений является и постоянная жизнь в будущем, а не настоящем. «Биологические ин- стинкты направляют все их страсти именно в эту сторону, так что мыс- ли о будущем распаляют и надежду и страх. Кроме того, будущее им неиз- вестно, и, побуждая думать о нем, мы возбуждаем их тягу к нереальному» 33 . Таким образом, человек теряет воз- можность следовать Богу, так как ничего не делает в настоящем, не осознает важности выбора именно в данный момент, а именно в зависи- мости от этого выбора и строится его будущее. Думать о будущем нужно, но только столько, сколько необхо- димо, «чтобы сегодня готовиться к тем делам правды и милосердия, которые станут насущными завтра» 34 . Живя лишь будущим, человек внуша- ет себе ложные надежды, когда они не оправдывают себя, в нем стано- вится еще больше разочарования и злобы. А ежедневное разочарование в свою очередь приводит к ежедневно растущему раздражению. Для ветхого человека также свой- ственно и большое количество тре- бований к жизни, когда они не вы- полняются, он начинает чувствовать несправедливость по отношению к себе, так как считает, что имеет на ис- полнение этих требований полное пра- во. Он постоянно находится в плохом настроении и все больше гневается. Это порождается чувством собственности (собственность миром, своим телом). А такое чувство во многом вызывается сдвигом понятий. Как поясняет Клайв Льюис: если представим выражения «мои сапоги», «моя собака», «моя гор- ничная», «моя жена», «мой начальник» и«мойБог»,тообнаружим,чточеловеку свойственно сводить эти все значения к тому, которое присутствует в выра- жении «мои сапоги» 35 . В этом смысле имеется в виду Бог, у которого дан- ный человек «так хорошо устроился». Отношение к Богу чисто потреби- тельское, каждый выбирает того Бога, который вполне соответствует его земным интересам и стремлениям. Но, как, опять же, подмечает Льюис в лице своего героя: «А смешнее всего, что «мое» в полном смысле слова чело- век не может сказать ни о чем!» 36 . Самым опасным для человека яв- ляется «духовная гордыня», когда все, не разделяющие его точку зрения, его веру, воспринимаются как глупые и странные. Тогда возникает «круж- ковое самодовольство», человек счи- тает, что посвящен в какую-то тай- Льюис К. С. Письма баламута. – С. 61. 31 Льюис К. С. Баламут предлага- ет тост. – С. 78. 30 Там же. С. 58. 32 Там же. С. 53. 33 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 53. 34 Там же. С. 35. 35 Там же. 36 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 56. 29 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2