Прогрессивный журнал Генезис
торжении брака»: «Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они счи- тают, что на самом деле нет неизбеж- ности выбора и, если хватит ума, тер- пения, а главное — времени, можно как-то совместить и то и это, приладить их друг к другу, развить и перепла- вить зло в добро, ничего не отбрасы- вая» 19 . И подобное отношение к гре- ху свойственно большинству людей, из-за этого они еще больше отдаляются от Бога и от осознания истинной сво- ей сущности. Один нераскаянный грех множит другие, и так может происхо- дить бесконечно. Время не отменяет факта и вины греха, смыть грех может лишь «покаяние и кровь Христа» 20 . Как это изображено Льюисом в «Беседах баламута», чем больше бес овладевает человеком, подкидывая ему разного рода иллюзии, тем мень- ше человек этого беса замечает. Здесь автором проводится замечательная аналогия с пьяницей: «если вы знаете, что пьяны, значит, вы еще достаточ- но трезвы» 21 . Бес же и должен всегда оставаться невидимым, неузнанным, в этом и состоит его коварство: он вы- дает свои подлоги за истинный, пра- вильный путь. Бесы «первым делом дают вам наркоз, усыпляют вас» 22 . А там человек, уже ничего не заме- чая, постепенно укореняется в грехе и погружается как бы в темную, все более беспросветную бездну, из кото- рой ему уже очень сложно вновь вы- браться к солнцу. Люди чаще склонны не замечать «начатки мелких попу- щений и мелких досад, которые могут разрастись в пьянство или злобность, а сейчас кажутся такими маленькими и беззащитными, что сопротивлять- ся им как-то даже и жестоко, словно ты обидишь зверька; они так жалоб- но хнычут: «Да мне немного надо!» или «Подумай и о себе!» 23 . Множество таких людей попадает на пир к бесам, образуя богатое меню (чего стоят только тушеные прелюбодеи!). Как говорил Баламут в одном из произведений К. Льюиса, множе- створазличных греховпридаютлюдям отличный вкус. Но наиболее «вкусны» великие грешники (такие как Генрих VIII, Казанова, Наполеон, Гитлер и др.). Простые грешники «тихо сползают в ад, сами того не замечая» 24 , их грех неосознан, «им непонятно откуда взялись и что означают нарушенные ими запреты» 25 . «Убийство ничуть не хуже карт, если картыдают нужный эффект. Поистине, самая верная до- рога в ад —та, по которой спускаются постепенно, дорога пологая, мягкая, без внезапных поворотов, без указа- тельных столбов» 26 . Великие грешни- ки же осознанно отвергают благодать и силой воли стремятся ко греху, по- нимая это. Они наиболее ценны для ада, но для таких людей при их жизни огромна вероятность покаяния и воз- вращения к Богу, так как все бесов- ские иллюзии для них уже рассеяны. В «Размышлениях о Псалмах» Льюиса говорится: «Обычный человек», по- тихоньку изменяющий жене, иногда плутующий, не нарушая законов, не- сомненно «ниже», чем тот, кто служит идее, подчиняя ей желания, выгоду и даже самую жизнь», и далее «безжа- лостным фанатиком становится не обыватель, а потенциальный святой; тот, кто готов умереть за идею, готов за нее убивать» 27 . Святым же такой человек может стать, перенаправив свою активность в другое русло, сме- нив полюса и направив ее в противо- положную сторону. Таким образом, можно заключить отсюда, что и грех может приблизить человека к Богу. Даже принадлежность церкви еще не обозначает, что человек от- казался от своей ветхой природы, он возможно даже не разорвал еще покров иллюзий. Так, например, все на том же дьявольском пиру подают «дивное вино из фарисеев»: «одни помешались на правилах, мощах и четках, другие — на унылой сурово- сти и мелких ритуальных отказах (от карт, вина, театра)» 28 . Но и те и другие уверены в своей праведности, хотя Льюис К. С. Страдание. – С. 169. 20 Льюис К. С. Из двух интервью. – С. 48. 21 Там же. 22 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 157. 23 Льюис К. С. Баламут предлага- ет тост. – С. 71. 24 Там же. С. 72. 25 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 50. 26 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 38. 27 Льюис К. С. Баламут предлага- ет тост. – С. 78. 28 Льюис К. С. Расторжение брака // Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты: Пер. с англ. – М.: Республика, 1992. – С. 79. 19 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2