Прогрессивный журнал Генезис
Истинные ценности таким человеком постепенно забываются. Наиболее распространенной ил- люзией современного человека яв- ляется преклонение перед наукой и мысль о том, что наука со време- нем объяснит все и никакой тран- сцендентный Бог миру не нужен, это лишь выдумка «темных» людей. Льюис говорит о том, что науку нуж- но воспринимать лишь как средство достижения земных целей и, следо- вательно, не относиться к ней ни пло- хо, ни хорошо. «Мы все лучше умеем лечить и вызывать болезни, облег- чать и причинять боль, умножать и растрачивать природные богатства. Это может и испортить нас и испра- вить. Я думаю, случится и то и другое — починим там, сломаем тут, сменим старые беды на новые, и так далее» 11 . Причем, любовь человека к физике, истории, археологии и другим наукам вполне невинна, «если к ней не при- мешиваются радости самодовольства и презрения к неученым или более грубые радости карьеризма» 12 . Опас- ность греха умножается во много раз, когда сама эта наука делается священной, обожествляется. Тогда, по замечанию К. Льюиса к тщеславию и спеси прибавляется гордыня 13 . Для К. Льюиса «самые мерзкие стороны человеческой природы — это извращения добрых и невинных сторон» 14 . Поэтому причиной друго- го страшного греха является страсть мщения, возмездия, что есть извра- щение доброго понятия справедли- вости. К жажде мщения обычно до- бавляются злоба, корысть, хитрость. Или, например, когда человек хочет воззвать к Божественному милосер- дию, вместо этого он начнет возбу- ждать в себе жалость к самому себе, не замечая, что делает. Самоуничи- жение может стать отправной точкой для презрения к другим, угрюмости, цинизма и жестокости 15 . Еще одним распространенным, особенно в современном мире, каче- ством неестественным и греховным для человека является стремление к материальной наживе, роскоши. Этой проблеме Клайв Льюис посвя- тил отдельную статью «О том, как не- естественна роскошь». В этой статье говорится о том, что приверженность роскоши — это «стандарт правящего класса, у которого роскошь превра- щается в потребность так же быстро, как свинина превращается в сосиски. Богатые не могут вспомнить, отку- да пошли их потребности, и не мо- гут положить им предела» 16 . Человек скоро и даже с охотой привыкает к роскошной жизни, которая является искусственной и потребности тако- го рода вовсе не являются нормаль- ными для человека. Роскошь должна быть исключением, частным момен- том в жизни, а не чем-то привычным. В роскоши для Льюиса есть нечто жуткое, так как это неестественно. Здесь он приводит такой пример: если прекрасному принцу «придется проехать часть пути на огненном дра- коне, он обязан к концу сказки вер- нуть дракона колдунье. Не стоит дер- жать драконов дома». Таким образом, роскошь нужно воспринимать лишь как кратковременное приключение, для человека необходимо понять ее исключительность. «Мы оставим вам ваши исключительные радости, если вы примете их как исключение. Мы разрешим вам пользоваться дикими и дивными силами, если вы сочтете их дикими и дивными, а не обычны- ми, не своими» 17 . Наиболее распространенная ил- люзия, умножающая и закрепляю- щая в людях грех — это иллюзия, что со временем грех сводится на нет: «Я слышал, как люди, в том числе и я, рассказывали о жестокостях и обма- нах, допущенных в детстве, так, слов- но нынешний говорящий не имел к ним никакого отношения, и даже со смехом» 18 . Зло можно исправить, но перевести его в добро совершен- но невозможно. Льюис пишет в «Рас- Льюис К. С. Национальное покаяние. 11 Льюис К. С. Размышления о псалмах. – С. 69. 12 Там же. 13 Льюис К. С. Страдание. – С. 170. 14 Там же. С. 172. 15 Льюис К. С. О том, как неес- тественна роскошь // http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/ bogoslov/Lewis/Kak_NR.php 16 Льюис К. С. О том, как неес- тественна роскошь // http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/ bogoslov/Lewis/Kak_NR.php 17 Льюис К. С. Страдание. – С. 168. 18 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2