Прогрессивный журнал Генезис
чем Бога» всплывает в жизни каждо- го человека, и, если человек предпо- чтет избрать центром именно свое собственное «я», то совершит личное грехопадение. «Это грехопадение в каждой индивидуальной жизни и в каждом дне каждой индивидуаль- ной жизни, основной грех, стоящий за каждым конкретным грехом» 5 . У каждого человека должна при- сутствовать любовь к себе (в Библии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя»), но она хороша лишь до определенной степени. В связи с этим Льюис выделяет два вида любви к себе: 1) любовь по причине видения в себе создания Божия, Его образа и подобия; 2) любовь по при- чине видения в себе «пупа земли», центра, вокруг которого все крутится. Любовь, подобную второму типу не- обходимо убивать, искоренять в себе. Также Клайв Льюис выделяет и два типа нелюбви к себе: 1) ненависть к себе и другим людям из-за обна- ружения собственной нечистоты, греховности; такая ненависть обяза- тельно породит цинизм и жестокость из-за того, что гордость осознавшего это человека ущемлена, так что по сути это все тот же эгоизм, но с дру- гим знаком; 2) ненависть ко греху в себе, к своей ветхой природе 6 . Так как человек отделился от Бога, ему трудно вновь увидеть своего Со- здателя из-за того, что зло, появив- шееся в мире вместе с грехопадением, окружает всех людей как бы пеленой иллюзий. Человек теряется в этих ил- люзиях, обманывается внешностью предметов и, не осознавая своих ис- тинных причин и целей бытия, при- нимает эти подлоги за нечто реальное и неоспоримое. Тогда всерьез воспри- нимаются только светские и мирские ценности. Отсюда подверженность человека различным модам, что есть также лишь искусственные конструк- ции, ширмы-миражи, не имеющие к истинному бытию никакого от- ношения (слова одного из героев К. Льюиса Баламута: «Всегда старай- ся, чтобы пациент (человек, за кото- рым надзирает бес — Е. П.) отказался от людей, книг, блюд, которые он дей- ствительно любит, в пользу «значи- тельных» людей, «самых известных» книг и «самых лучших» блюд») 7 . Так, одной из актуальных для современного нетрадиционного об- щества страстью является неприятие, страх перед старым и неизменным. Это есть «неиссякаемый источ- ник ереси в религии, безрассудства в советах, неверности в браке, не- постоянства в дружбе». Именно из- за этой страсти в середе христиан и возникает такое явление, которое К. Льюис называет «христианство и…». «Христианство и кризис, христи- анство и новая психология, христи- анство и новое общество, христиан- ство и исцеление верой, христианство и вегетарианство, христианство и ре- форма орфографии. Если уж приспи- чило быть христианами, пусть будут христианами с оговоркой» 8 . Эта са- мая «мода с христианской окраской» заменяет для человека собственно саму веру, такой человек пытает- ся осмыслить, «подогнать» веру под современные тенденции, принимая эти тенденции за нечто первичное и безусловное. Наиболее же разруши- тельным Льюис считает ужас перед старым и неизменным в философии. «Благодаря ей интеллектуальная бес- смыслица может разложить волю» 9 . Эта страсть ко всему модному, со- временному с необходимостью вле- чет за собой жадность. «Удовольствие новизны по природе своей больше, чем что-либо другое, подвержено за- кону «спада при повторении» 10 , та- ким образом, человеку, захваченному жаждой новизны, необходимо по- стоянно получать все новые и новые удовольствия, а это вскоре приводит к тому, что источники всех невин- ных удовольствий исчерпаны, и тог- да человек переходит к источникам удовольствий, запрещенных Богом. Льюис К. С. О любви к себе // http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Fiction/lyuis/olubvi.php 6 Льюис К. С. Письма баламута. – С. 67. 7 Там же. С. 51. 8 Там же. 9 Там же. С. 43. 10 Там же. С. 145. 5 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2