Прогрессивный журнал Генезис

основные истины христианской веры, христианского поведения и жиз- ни. Он рассматривает вопросы добра и зла, природы человека, вопрос гре- ха и добродетели, видение христи- анством Нового человека; иногда рассматривает он и христианскую догматику (например, что есть Три- единый Бог). Тем не менее, Клайв Льюис больше не теолог и философ, но, как отмечают многие исследова- тели, моралист. Для него важно было воплощение христианской нравствен- ности в жизни, постоянное следова- ние ей на практике. Жанр, в котором писал К. Льюис, филологи обозначают как «реалистическое христианство» или «романтическое христианство». Безусловно, идеал человека для Льюиса - христианин, поэтому писа- тель в своих произведениях излагает сугубо христианский взгляд на совре- менные тенденции и теории. Акт грехопадения совершенного человеком у Льюиса (как и вообще в христианстве) есть проявление сво- еволия. Таким образом, своеволие (гордыня), то есть уход от Бога к са- мому себе, является наиболее «гнус- ным» из всех грехов человека, так как является причиной грехопадения. До падения человеку была свойственна самоотрицающая, всепоглощающая любовь по отношению к Богу, его власть над собой была доверена ему Творцом, и он потерял все это из-за своей самонадеянности, перестав таким образом быть доверенным лицом Бога. Фактом грехопадения человек утратил власть над собственными поступками и желаниями. Теперь органы его тела попали под власть биохимических законов, которые че- ловек не в состоянии изменить и как- то на них подействовать, можно ска- зать, он стал их рабом. Из-за действия естественных законов тело человека, его органы подверглись страданиям, боли и смерти. Сознание человека сузилось («сконцентрировавшись» в головном мозге) и стало управляться психологическими законами. Челове- ческий дух перестал быть повелите- лем его природы, его заместили физи- ологические законы, теперь дух стал как бы заглушенным земными забо- тами человека, его страстями и жела- ниями. Люди стали порабощены обы- денным. Им стало почти невозможно верить в незнакомое и непривычное —у них перед глазами всегда есть зна- комое и привычное 2 . Хотя человек в любой момент мог вернуться к Богу, в падшем состоянии ему это стало тяжело. Намного легче было поддаться собственным стра- стям, «впасть в такие чувства, как гор- дость и амбиция, желание красоваться в своих собственных глазах и пода- влять, и унижать всех соперников, зависть, неустанные поиски все боль- ше и большей самообеспеченности» 3 . Падший, ветхий человек свою волю полностью сосредоточивает лишь на себе, на удовлетворении собствен- ных потребностей, и, следовательно, его воля никак не контролирует стра- сти, которые наполняютдушу. Витоге, страсти эти перерастают в грех, а Бог неможетоткрытьсядлятогочеловека, мысли и дела которого не находятся в соответствующем состоянии. Как уже было сказано выше, самый страшный грех — гордыня, себялюбие и непослушание воле Божией. Сле- довательно, и страсть, побуждающая этот грех грехов, намного дальше уво- дит человека от Бога, чем все осталь- ные.Подчиняясь этой страсти, человек отрезает себя от Создателя (что вовсе не означает, что путь к возвращению к Богу для него полностью и навсег- да перекрыт), в такой позиции он даже не хочет знать иного Бога, кроме себя. Отсюда Клайв Льюис заключает, что «Господь относится к порокам без- думных и беспутных людей намно- го снисходительнее, чем к порокам, которые ведут к мирскому успеху» 4 . Дилемма же «любить Бога больше, чем себя, или себя любить больше, Льюис К. С. Письма баламута. – С. 41. 2 Льюис К. С. Страдание. – С. 153. 3 Там же. С. 165. 4 22

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2