Прогрессивный журнал Генезис
ный скачок в экономике, но прошло пятьдесят лет со дня начала массово- го внедрения компьютерных техно- логий, но никакого реального скачка не обнаруживается. Все изобретения, которыми пользуется человечество либо полностью, либо в основном были придуманы в докомпьютерные эпохи 4 . Рассмотрим ряд конкретных со- ставляющих нигилистического строя в различных сферах человеческого существования. В сфере идеального наблюдается значительное господство веры, причем вера эта в значительной степени фраг- ментированаиразбитанаверувогром- ное число мифов, расхожих представ- лений, рекламных объявлений и пр 5 . Значительным заблуждением было бы говорить о том, что человечество те- ряют всякую веру, напротив оно верит значительно больше, чем когда либо, но качество этой веры радикально сни- жается. Это больше не утверждающая вера в фундаментальное и абсолютное, но отрицающая вера, рожденная абсо- лютным скепсисом. Человек жаждет обрести устойчивую почву, поверив во что-то, однако это желание изна- чально нивелировано тем, что человек не верит в собственную веру. Многочисленные новые религиоз- ные движения, повсеместное распро- странение восточных религиозных и квазирелигиозных практик — все это продукт отрицающей веры. Чело- век хочет верить как никогда ранее, но уже не может верить и потому сво- ей верой, ее манипулятивным харак- тером он отрицает веру. В сфере материального реализуют- сятежетенденции.Человекнаправлен котрицаниюсобственноготелаимате- риальности вообще. Он желает видеть продуктылишенныеосновныхсостав- ляющих их материальности (кофе без кофеина, безалкогольный алкоголь и пр.), а себя — лишенного своей те- лесности (искусственные органы, пластические операции, смена пола и пр.). В сфере исторического наблюдается уничтожение будущего через его на- саждение — когда ежедневно человеку демонстрируют, что будущее уже здесь, что оно уже известно, тогда будущ- ность теряется, возникает уверенность, что никаких изменений произойти не может, так как все уже предначерта- но, просчитано и введено в настоящий момент. В сфере социальности реа- лизуются, вероятно, наиболее суще- ственные изменения, укладывающиеся в понятие «толерантной индивиду- ализации». Социальное поле оказы- вается во многих местах разорвано — уничтожены коллективности (про- фсоюзы, партии и пр.), люди индиви- дуализированы, причем данная инди- видуализация протекает посредством утверждения примата толерантности. Толерантное отношение к другому не является на деле утверждением или пониманием его, но, напротив, отрица- нием—индивид стремится к тому, что- бы не соприкасаться с другими и чтобы другие не соприкасались с ним—имен- но это и подразумевает практика толе- рантности. В политических и экономи- ческихотношениях (вовсейихполноте, включая экологический аспект) ниги- листические тенденции реализуются через такие процессы как «представле- ние», «пролетаризация» и «вытеснение не вписывающегося». Представление является повсеместным, имитация не просто дополняет, она заменяет и отрицает реальное действие. Проле- таризация захватывает все новые сфе- ры — теперь речь идет уже не только о пролетариате в экономическом сфере 6 (который также имеется и су- ществует в новых формах — «обра- зовательный пролетариат», «корпо- ративный пролетариат» и т. п.), но и в новых сферах пролетаризации (отсюда — экологический пролета- риат, культурный пролетариат и пр.). Вытеснение не вписывающегося явля- ется третьим важнейшим проявлением нигилистического строя в экономиче- ских и политических отношениях. Суть Невиданные ранее условия труда (свободный график, «социальные блага» в виде детских садов для детей, бес- платного питания, собствен- ной медицинской службы и т. п.), сочетающиеся с высокой зарплатой, должны были бы привязывать работника к его месту работы, однако в усло- виях нигилистического строя происходит прямо обратный эффект – по данным компании PayScale, которая специализи- руется на сборе статистиче- ской и справочной информации об условиях труда в различных компаниях, сотрудники Google остаются в компании в сред- нем лишь 1,1 год. 4 Об этом феномене в своих ра- ботах пишет Славой Жижек. См., напр.: Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек; пер. с англ. – М.: Европа, 2009. 5 Пролетарий здесь понимается как человек необеспеченный ресурсами, необходимыми для жизнедеятельности, лишен- ный средств существования и деятельности и вынужден- ный вставать на позицию в той или иной степени раба. Соответственно, например, образовательный пролета- риат это социальная группа людей, лишенных возможно- сти получения качественного образования и тем самым вынужденная работать на худших условиях. 6 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2