Прогрессивный журнал Генезис
Современный социокультурный строй может быть определен как строй нигилизма. Суть этого строя заклю- чается во всеобщем господстве силы отрицания. Причем преобладающим является продуктивное отрицание, в ходе которого всякое утверждение на деле является отрицанием из-за из- начально заложенного в нем негати- визма, и потому, чем больше утвержде- ния, тем сильнее отрицание. Этот жест является ключевым шизофреническим процессом, так как в нем отрицается сама реальность, а культура становится неадекватной миру. Исток нигилистического строя ле- жит в достижении человеком пределов культурной структурации, в резуль- тате чего культура «умирает», а с ней умирает и культурный человек. Но это вовсе не означает, что данный чело- век перестает существовать, напротив, он продолжают существовать в своем омертвленном состоянии, привнося умирание повсюду. Исторически это обусловлено концом деятельного пути человека – перейдя в эпоху Возрожде- ния от созерцательного типа существо- вания к деятельностному он исчерпал себя в строительстве культуры и новая созерцательностьпостмодерна естьвы- ражение этого. Таким образом, наряду с двойственностью природно-культур- ного разрыва, в основании культурной шизофрении лежит двойственность со- зерцатально-деятельностная. Шизофрения культуры нигили- стического строя протекает в пози- тивных и негативных составляющих симптоматики. К позитивным относятся: 1. Бред — многочисленные, ли- шенные смысла бредовые идеи по- являются галопирующими темпами и никакие доказательства их бредо- вости, никакие аргументы против не- способны их поколебать. 2. Галлюцинации — постмодерни- стская реальность, пропитана симу- ляторными проявлениями. Человек повсюду видит, слышит и чувствует несуществующее, а механизмы моды и рекламы активно способствуют развитию этих проявлений. 3. Расстройства мышления — бег- ство от разума. Человек отказывается от бремени мышления, как ранее он уже отказался от бремени свободы. Человек более не желает мыслить и не может это делать. Человек разучился мыслить, его мысль то стремительно ускоряется, то напротив стоит на ме- сте, она бесцельна, нестройна, разо- рвана. Все чаще появляются навязчи- вые и сверхценные идеи. К негативным относятся: 1. Снижение яркости переживаемых эмоций—человекжаждет эмоцийи вся культурная машина стремится препод- нести их ему, но чем дальше, тем луч- ше видно, что сколь бы разнообразно и избыточно человек не стремился по- лучить эмоции в еде, сексе, агрессии он абсолютно неспособен их получить. 2. Бедность речи — язык приобре- тает небывалое значение в виду того, что потеряно его единство – челове- чество разделено на множество язы- ков и более никто не может достичь понимания другого. Мир оказывается с одной стороны полностью софисти- рованным(всежелаютлишьговорить), а с другой эта софистировать тоталь- но негативно (так как такое говорение приводит лишь к невозможному гулу языков, в котором голос любого че- ловека оказывается неразличимым). Человек говорит всегда и везде, но это бедная речь — в ней нет ничего жиз- ненного, спонтанного, подлинного. 3. Неспособность получать удоволь- ствие и потеря мотивации. Получая небывалые возможности с развитием и удешевлением техники, повсемест- ным распространением знаний чело- век оказывается неспособен что-либо создавать. Новые религии оказывают- ся бесчисленным воспроизведением уже бывшего. Казалось бы, изобрете- ние компьютеров с их сверхмощными процессорами позволит человечеству в кратчайшие сроки сделать колоссаль- 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2