Прогрессивный журнал Генезис

ценным», лишенным корней, отде- ленным от истории и находящимся за пределами «подлинного человече- ского времени». Концепт «культурнойшизофрении», как специальный термин, возника- ет в 1950-е годы в США и использует- ся для обозначения особой ситуации в религиозной сфере. Эта ситуация характеризуется значительным ро- стом «анонимных христиан» или «ве- рующих вообще», которые никак не связывали свои религиозные взгляды ипринципысосвоейповседневнойжиз- нью. Их религиозные позиции никогда не соотносятся с реальностью и не слу- жат детерминантой их существова- ния. Возникает существенный разрыв между социальной жизнью человека и его религиозной верой — они как бы существуют не связано друг с другом, а значит, человек пребывает в состоя- нии своеобразной культурной шизоф- рении, оказываясь одновременно ве- рующим по религиозным убеждениям и абсолютно неверующим в конкрет- ной социальной практике. Человек существует одновременно и в религи- озном и в нерелигиозном состоянии. Требования со стороны религиозной идеологии полного посвящения себя богу и реализации на практике рели- гиозных принципов не реализуются человеком. В своей обыденной жизни он привержен исключительно социаль- ным правилам и нормам, в том числе в их антирелигиозных формах (по типу идеологии успеха, социальной конку- ренции и пр.). Близкоепосмыслукконцепту«куль- турной шизофрении» понятие «бед- ной религии» используется в работах М. Н. Эпштейна 3 . Бедная религия это вера в Бога, лишенная признаков кон- кретного вероисповедания, отвлечен- ная от исторических, национальных, церковных традиций. Это абстрактно «верующий» без сколько-нибудь разви- того осознания того, во что конкретно он верит, к какой религиозной тради- ции его вера ближе. Соответственно такая вера практически лишена сколь- ко-нибудьдейственной силы—человек как-то и во что-то верит, но это никак не сказывается на его реальной повсед- невной жизни. Однако шизофрения культуры во- все не сводится только к описанным явлениям — она распространяется повсеместно. Попытаемся рассмо- треть основания и формы культурной шизофрении в современном мире. Онтологическим основанием куль- турной шизофрении является двой- ственность или расколотость вообще. Весь человеческий мир проникнут двойственностью и дихотомичностью – тело / дух, свобода / необходимость, бытие / небытие и пр. В условиях не- искоренимой двойственности стано- вится невозможна какая-либо тож- дественность. Человек оказывается в пространстве напряженности меж- ду частями расколотой реальности. И культура отнюдь не меняет этого по- ложения, напротив она сама является шизофренногенной. Культура естьвтораяприрода,созда- ваемая человеком для овладения при- родой первой, причем как вовне себя (окружающий материальный мир), так и внутри себя (инстинктивизм). Это ов- ладение призвано, прежде всего, ниве- лировать угрозу, исходящую от непред- сказуемой природной стихийности, всегда стремящейся к уничтожению постоянных форм. Однако, стремясь подавить агрессивность внутренней и внешней природы культура загоняет силы деструкции в глубинные уровни не уничтожая их. Кроме того, культу- ра, подавляя природу еще и отрезает источник собственных созидательных сил. Результатом этого является то, что культура неизбежно стремится к вырождению и омертвлению, повсе- местному установлению смерти, что делает культуру глубоко патологич- ной. Таким образом именно разрыв природы и культуры является основа- нием для развития шизофреничности последней. См, напр.: Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии / М. Н. Эпштейн. - М.: АСТ-Пресс книга, 2013. 3 14

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2