Прогрессивный журнал Генезис
Шизофрения как болезнь постсекулярной культуры Бредихин С. С. — социолог, преподаватель кафедры философских наук Челябинской государственной акаде- мии культуры и искусств, директор АНО «Центр культурно-религиоведческих исследований, социально-по- литических технологий и образовательных программ», Челябинск, Россия Термин шизофрения происходит от со- четания слов древнегреческого языка σχίζω — раскалываю и φρήν — ум. Рас- колотость ума, распад процесса мыш- ления и эмоциональных реакций вот что такое шизофрения. Мы привыкли считать ее диагнозом небольшой груп- пы психически нездоровых людей, тра- диционно отчуждаемых обществом от самого себя. Но что если шизофренией больны не отдельные люди, если само общество и сама культура поражена этим недугом. Известный критик постмодернизма Фредерик Джеймисон в своей работе «Постмодернизм и потребительское общество» (1983) анализирует постмо- дернистскую эстетику и культуру через понятие шизофрении, причем послед- нее он интерпретирует в лакановском ключе как «неудачу ребенка в полном приобщении к царству речи и языка» 1 . По Джеймисону проблемы шизофре- ника именно в том, что из-за неполно- го или неудачного вхождения в семио- тическую реальность он не в состоянии адекватно различать себя и мир, а так- же испытывать чувство темпоральной непрерывности. Итак, какие именно причины по- буждают Джеймисона описывать так понятую шизофрению как диагноз постмодернизма и позднего капи- тализма. Во-первых, примером ши- зоидного опыта постмодернистской культуры служит СМИ. В них разорван- ное мелькание означающих создает образ фрагментированного времени. Впечатления, которые испытывает от просмотра зритель, изолированы, не связаны между собой. Зритель дезо- риентирован, он разобран по кадрам, проходящим перед ним, он никогда не способен связать их воедино. Но вместе с разорванным взглядом и мышлением зритель теряет и собственно Я, которое также расщепляется на множество си- юминутных впечатлений. Еще одним примером шизоидности культуры по- стмодерна, служит для Джеймисона разрушение различий между высоким и низким, а это в свою очередь гро- зит потерей критичности мышления. Претендующее на традиции критиче- ского взгляда на реальность постмо- дернистское искусство слишком легко, по мнению, Джеймисона интегриру- ется в массовую культуру, а значит, не подрывает эксплуататорские основы позднего потребительского капита- лизма, но напротив способствует их укреплению. В общем и целом эффек- ты постмодернизма и шизофрении оказываются примерно одинаковыми: они реализует процессы запутывания и фрагментаризации. В результате постмодернизм, которому не удалось в полной мере «приобщиться к царству слова и языка» оказывается подобно больному шизофренией 2 «неполно- Jameson, F. Postmodernism and Consumer Society / F. Jameson // The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. - Washington: Bay Press, 1983. - P. 118 1 К слову в несколько ином ключе о связи общекультурного расстройства и индивидуаль- ной патологии писал Маркузе: «частное расстройство более непосредственно, чем прежде отражает расстройство целого, и лечение индивиду- ального расстройства более непосредственно, чем прежде зависит от лечения общего расстройства» (Маркузе Г. Эрос и Цивилизация. / Г. Мар- кузе. - М.: Аст, 2007. – С. 5). 2 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2