Прогрессивный журнал Генезис

те органов, принимающих решения. Но религиозные граждане и религи- озные общины сохраняют влияние именно в тех местах, в которых де- мократический процесс берет начало в столкновении между религиозны- ми и нерелигиозными слоями насе- ления. Пока политически актуаль- ное общественное мнение питается из этого водоема общественного ис- пользования разума религиозны- ми и нерелигиозными гражданами, оно должно принадлежать к коллек- тивному самосознанию всех граждан, так как делиберативно образованная демократическая легитимация пита- ется также и религиозными голосами и конфронтациями, стимулирован- ными религией. В этом смысле, поня- тие «политического», таким образом, смещается от государства к граждан- скому обществу, сохраняя отсылку к религии, даже в пределах секуляр- ного правового государства. ЭМ: Как слушатель, я был при- ятно удивлен, узнав, из наших семи- нарских дискуссий, что у вас другой взгляд на Шмитта визави Штраус- са, с одной стороны, и Метца, с дру- гой. Есть, как вы это выразили, две формы политической теологии: одна анти-просвещенческая, а дру- гая про-просвещенческая. Могу ли я сказать то, что Метцовская версия политической теологии воплощает вид постметафизического религиозно- го просвещения, которое вы проповеду- ете в своей собственной политической философии? Является ли Метц вашим идеальным партнером в рамках рели- гиозного постсекулярного диалога. ЮХ: То, что выражено в этой броской фразе, не является совсем ошибочным. Большой заслугой Мет- ца является уже тематизация тем- поральной чувствительности по- стметафизического мышления без каких-либо контекстуалистских ис- ключений, таким образом, что эта тема может служить мостом к совре- менной теологии. В некоторой части именно под влиянием Метца поя- вилось молодое поколение теологов в Германии. Это поколение больше не разделяет мнение, выраженное Папой в его Регенсбургской речи. Члены этого поколения вошли в те- ологию, после кантовской критики разума, так что они не сетуют на то, что номинализм стал вратами для со- временной истории упадка. Скорее всего, они также признают в постме- тафизическом направлении мысли процессы обучения, из которых воз- никли эти направления. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2