Прогрессивный журнал Генезис
характерную для Вашингтона, работу в столовых, посещение заключенных в тюрьмах, помощь в строитель- стве домов для бездомных. Суще- ствует множество нерелигиозных «ритуалов» — позвольте нам назы- вать их «гражданскими ритуалами», и можно сказать, что у всех граждан есть доступ к этим способам обретения чувства солидарности, в то время как вы полагаете, кажется, что только у ре- лигиозных граждан есть такой доступ. ЮХ: В своей книге «После Про- гресса», Нормен Бирнбаум описал религиозные корни мотивационного фона социалистических и прогрес- систских движений в США и Запад- ной Европе, которые совместно опре- деляли социальную историю Запада на протяжении века, вплоть до краха советского режима. Эти социальные движения были, в соответствии с их собственным самосознанием стро- го атеистичными. Можно предполо- жить, что в этом смысле, гражданская общность [zivilgesellschaftlich], в не- которых случаях даже среди нерели- гиозных граждан, сохранила нечто из назидательного и душиспаситель- ного характера участия в воскрес- ном культовом собрании. Ибо, как мы знаем, этот вид добровольческой деятельности является одним из от- личительных признаков политиче- ская культура США. Что показательно в этом добровольчестве, кажется, меньше сходства между религиозным и гражданским [staatsbürgerlich] ри- туалом, чем прочного мотивацион- ной потенциала религиозной социа- лизации, которая часто продолжает быть бессознательно эффективной. Я не думаю, что справедлива столь модная среди социологов практика, применения очень специфической концепции ритуала для всякого по- вторяющегося поведения. Кажется, наоборот, что основными источники солидарно обеспеченной энергии ри- туалов, являются идеи и опыт, опи- санные антропологами, которые обя- занысамипо себе очень своеобразной форме коммуникации. Эта форма отличается, во-первых, отсутствием связи с миром в самореференциаль- ной общинной практике замкнутой на себя. Во-вторых, она отличается от целостного смыслового содержа- ния недифференцированным, или еще не пропозиционально диффе- ренцированным, использованием различных знаковых символов (на- пример, песни и танца, пантомимы, украшения, бодиарта, и т.д.). Я хотел лишь сказать, что сегодня, только ре- лигиозные общины, путем их культо- вых практик, имеют открытый доступ к архаическому опыту такого рода. Эти переживания остаются закрыты- ми для тех, кто немузыкален в рели- гиозном смысле; такие, как мы долж- ны довольствоваться эстетическими переживаниями, как высокосубли- мированной заменой. Эта аналогия действительно мотивировала Пите- ра Вайса на поиск политической на- дежды в «эстетике сопротивления», то есть, в поучительной и солидаризи- рующей силе искусства, которая «ло- мается в течении жизни». Даже если эта надежда, вдохновленная сюрре- ализмом, сегодня исчезла, конечно, нет оснований вслепую рассчитывать теперь на мотивационные силы ре- лигии в борьбе против неолибераль- ной десолидаризации общества. Как мы знаем, эти мотивационные силы политически весьма двойственны. Демократическое правовое государ- ство не согласовывается, не гармо- низируется с каждой религиозной практики, но только с не-фундамен- талистски ориентированной. ЭМ: Вы утверждали, что секу- лярная идеология современных кон- ституционных демократий лишена в своих публичных сферах смыслового содержания, которое необходимо для нравственного здоровья политики. По этой причине, вы защищаете боль- 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy NDM2MzM2